Высоковольтное электрооборудование ----->
Нагревательные элементы ---->
Техническое обслуживание и ремонт высоковольтного электрооборудования.
3. Техническое обслуживание ТО-3
При проведении технического обслуживания ТО-3 выполняют все работы, предусмотренные ТО-1 и ТО-2. При ТО-3 необходимо осмотреть заземляющие перемычки между кузовом и тележками и тележками и буксами.
При повреждении до 20% сечения жил проводов, подходящих к наконечникам, концы поврежденных жил нужно плотно приложить к целым и пропаять. Провода с повреждением жил более 20% сечения заменяют. Поврежденный бандаж проводов у наконечников восстанавливают, а места повреждения проводов необходимо изолировать двумя слоями изоляционной ленты. Болты и гайки, имеющие поврежденную резьбу или сорванные грани, заменяют. Обязательно нужно проверять крепление панелей и аппаратов. Розетки осматривают непосредственно на вагоне без демонтажа. Все детали розеток протирают безворсными салфетками и осматривают. Изоляционный диск (изолятор), имеющий следы перекрытия трещины или нарушение глянцевой поверхности, заменяют. Все уплотни-тельные прокладки с механическим повреждением также подлежат замене. Крышка должна плотно прилегать к корпусу розетки. При неплотном прилегании крышки ее нужно отремонтировать или заменить пружину. Если на крышке имеются трещины или изношенный предохранительный зуб, она может не запираться. В этом случае крышку следует заменить. Неисправные блокировочные замки ремонтируют или заменяют.
Штепсель при необходимости разбирают без отпайки междувагонного кабеля. Все детали штепселя разбирают и протирают безворсными салфетками с последующим их осмотром. Изолирующую втулку со следами перекрытия, трещинами или нарушением
Глянцевой поверхности заменяют. Резиновые кольца и прокладки с механическими повреждениями или деформированные также подлежат замене. Гайки с разработанной резьбой или шлицами заменяют.
При нарушении изоляции около места разделки междувагонного кабеля со стороны штепселя эти дефекты должны быть устранены. Восстановление производят в соответствии с технологическими инструкциями и правилами.
Защитные брезентовые чехлы снимают с холостых приемников и осматривают, поврежденные заменяют. Перед установкой на приемники чехлы окрашивают лаком АК-НЗ или другим подобным лаком.
На розетках и холостых приемниках при разборке осматривают все детали блокировочных замков; неисправные детали заменяют новыми. Замки проверяют при помощи ключа отопления поезда. Механизм замка после сборки покрывают смазкой ЦИАТИМ-201 или МВП.
После монтажа междувагонных электрических соединений замеряют сопротивления изоляции высоковольтного штепселя вместе с междувагонным кабелем и отдельно розетки с подвагонным штепселем по отношению к корпусу вагона. Это сопротивление должно быть не менее 10 МОм. Если сопротивление менее 10 МОм, то дефектный узел вновь разбирают для замены деталей, дающих заниженное сопротивление, затем производят повторные замеры.
Высоковольтный подвагонный ящик с вагона не снимают. Внутри его продувают сухим сжатым воздухом и протирают безворсными салфетками. При ревизии обращается особое внимание на износ контактов контакторов, следы подгара, оплавления, изломы, отколы и др.
Максимальный износ главных контактов более 2 мм и вспомогательных — более 1 мм не допускается. При увеличении износа контакты должны заменяться. Проверяют все контактные и болтовые соединения. Места загрязнений, особенно металлической пылью и жиром, зачищают. Подвижные и шарнирные соединения смазывают смазкой ЦИАТИМ-201. На дугогасительных камерах не должно быть износа, прожогов, отколов. Камеры с такими дефектами заменяют. Стены дугогасительных камер очищают от сажи, металлической пыли и др. Изломанные или с отколотыми частями притирающие, отключающие и регулировочные пружины обязательно заменяют.
При технической ревизии осматривают высоковольтные предохранители. Пружинные зажимы предохранителей должны обеспечивать надежный электрический контакт. Корпуса предохранителей и фарфоровые изоляторы протирают безворсными салфетками, смоченными в бензине. Корпуса предохранителей и изоляторы со сколами более 4 мм2, повреждением глазури более 20% площади покрытия, волосовидными трещинами заменяют. При осмотре проверяют состояние металлической армировки корпусов предохранителей.
Проверяют состояние главного разъединителя, который должен обеспечивать надежный электрический контакт,— замыкание и размыкание его контактов должно происходить свободно, без заеданий, надежность крепления всех электрических контактов аппаратов, а также нажатие и провал контактов всех реле и контакторов. Осматривают ртутные контактные термометры. При обнаружении повреждений их заменяют. При установке контактных термометров проверяют соответствие температуры срабатывания, припайку контактных колец и габаритные размеры.
Термометры в термостате следует размещать в порядке возрастания уставок слево направо, в противном случае будет нарушено правильное функционирование отопления или вентиляции. У проходного патрубка нужно в соответствии с количеством применяемых ртутных контактных термометров пробить дно и осторожно сверху через шейку вдвинуть термометры, не повреждая их кон-такные кольца; с помощью проходного патрубка термометр вставить в монтажную плиту и зажимы до упора на резиновые амортизаторы. После установки термометров необходимо проверить совпадение фактических температур срабатывания с указанными в технической документации для данного типа вагона. После этого термостат устанавливают на место. Между дном воздуховода и монтажной плитой должна быть проложена прокладка из эластичного материала. Прикрепляют термостат винтами Мб. Присоединенные провода подключают к розетке термостата в соответствии с электрической схемой.
Внутри вагона проверяют состояние и исправность электропечей, нагревательных элементов и электрокалорифера, а также целостность их цепей.
На вагонах с комбинированным отоплением особое внимание необходимо уделять высоковольтным элементам. Для их проверки вначале следует поднять защитный кожух, предварительно отвинтив болты, крепящие кожух, панель кабельных вводов и нажимные планки вверху котла; затем надо ослабить и повернуть на 180° анкерные натяжные болты. После этих операций кожух легко поднимается кверху и подвешивается на трех предохранительных цепях, открывая доступ к нагревательным элементам.
При проведении ТО-3 необходимо проверять системы термоавтоматики, особенно полупроводниковую. При наличии каких-либо повреждений или записи в журналах заявочного ремонта о нарушениях температурного режима все элементы полупроводниковой термоавтоматики необходимо с вагона снять для проверки параметров и замены на новые. Термосопротивление и блок термоавтоматики ремонту не подлежат.
На вагонах с комбинированным отоплением подвергают осмотру и ревизии дополнительные приборы защиты: реле минимального уровня воды (жидкостный выключатель), реле максимальной температуры, а также магнитный клапан.
Проверка и ревизия жидкостного выключателя производятся непосредственно на вагоне при заполненной водой отопительной системе.
Вода не должна протекать через резиновую мембрану жидкостного выключателя. При обнаружении дефекта жидкостный выключатель необходимо демонтировать, мембрану заменить новой и проверить плотность соединения под давлением. Кроме этого, регулируют жидкостный выключатель. Для этого выключатель присоединяют с помощью трубопровода к баку с водой, оснащенному указателем уровня воды и спускным клапаном. При этом уровень воды в баке должен быть на 700 мм выше горизонтального патрубка жидкостного выключателя. В течение 15 мин выключатель испытывают под давлением, после чего понижают уровень воды до (200 + 20) мм, при котором жидкостный выключатель должен сработать. Если этого не происходит, то винтом регулируют до уставки выключения.
Температурное реле проверяют непосредственно на вагоне по дистанционному термометру.
При повышении температуры воды в котле выше уставки, реле должно отключить нагревательные элементы. Если реле не срабатывает, то его демонтируют с последующим регулированием.
Для проверки магнитного клапана необходимо при включенных пакетных переключателях отопления вручную шунтировать ртутный контактный термометр в цепи катушки магнитного клапана. Срабатывание магнитного клапана сопровождается звуком. Если клапан не срабатывает, а электрическая цепь исправна, то клапан заменяют. Проверку отключения магнитного клапана производят в обратном порядке.
Все винтовые соединения клапана проверяют на механическую посадку и при необходимости подтягивают.
В заключение проводят испытание электрической прочности изоляции высоковольтного оборудования. Это выполняется на испытательном стенде АИИ-70 или УПУ-1 путем подачи высокого напряжения 8000 В однофазного переменного тока частотой 50 Гц в течение 1 мин. Не должно быть пробоя или поверхностного разряда.
При выполнении ТО-3 для проверки высоковольтных аппаратов используют специальный стенд СПВА (рис. 83), на котором также можно проверить коммутационные аппараты, применяемые при комбинированном и электрическом отоплении, и параметры их срабатывания.
Устройство подключения и защиты питающей сети стенда (рис. 84) состоит из вилки подключения XI, предохранителя Г1, тумблера включения сети 5/ и контактора К1. Вилка трехполюсная с одним заземляющим штырем для обеспечения электробезопасности персонала при работе и обслуживании СПВА. Предохранитель Р1 — главный предохранитель СПВА, защищающий питающую сеть от коротких замыканий в любой СПВА. Тумблером 51 Сеть СПВА подключается к питающей сети.
Устройство выбора режима работы имеет тумблеры 52—54 и контакторы К2—К4. Контактор К4 через тумблер 54 подключает устройство регулирования напряжения переменного тока к питающей сети. Контактор КЗ через тумблер 53 подключает к питающей сети устройство регулирования напряжения постоянного тока. Контактор К2 через тумблер 52 подключает к питающей сети устройство регулирования постоянного тока. Так как устройства регулирования напряжения постоянного и переменного тока работают от одного преобразователя (устройства А1), то контакторы КЗ и К4 своими размыкающими контактами исключают одновременное включение этих устройств.
Устройство индикации режима работы СПВА состоит из индикационных неоновых ламп Н1 — НЗ. Функциональные значения индикационных ламп: Н1 — Сеть; Н2 — включение устройства регулирования напряжения постоянного тока; НЗ — включение устройства регулирования постоянного тока.
Резисторы К\—К4 ограничивают ток индикаторных ламп до номинального.
Устройство регулирования напряжения переменного тока представляет собой тиристорный регулятор с фазовым управлением. Регулирующий тиристор У5 включен в диагональ моста VI — V4. Схема управления тиристором У5 питается от того же моста VI —V4. Напряжение управления ограничивается параметрическим стабилизатором V6, К1. Фаза открытия тиристора У5 определяется временем заряда КС цепи К.2, С1. Регулированием сопротивления резистора К2 изменяется фаза открытия тиристора 1/5. Однопереходный транзистор V? с режимными резисторами КЗ, К4 образует пороговое устройство, которое управляет открытием тиристора при достижении на конденсаторе С1 напряжения срабатывания порогового устройства. Следовательно, при помощи резистора К.2 регулируется выходное напряжение на выходных зажимах Х2, ХЗ. Диапазон регулирования напряжения не менее 15—170 В. Для защиты СПВА и питающей сети от коротких замыканий в устройстве регулирования напряжения переменного тока служит предохранитель Р2.Устройство контроля параметров испытываемых аппаратов с катушкой управления на переменном токе состоит из амперметра РА1 и вольтметра Р1Л. Предел измерения амперметра — ЗА; предел измерения вольтметра — 300 В. Дополнительный резистор К.7 служит для создания активной составляющей тока тиристорного регулятора.
Устройство регулирования напряжения постоянного тока состоит из устройства регулирования напряжения переменного тока, выпрямительного моста VI — М4 и резистора К5, создающего активную составляющую тока нагрузки тиристорного регулятора. Предохранитель Р4 защищает СПВА и питающую сеть от. коротких замыканий в устройстве регулирования напряжения постоянного тока. Диапазон регулирования напряжения не менее 15—155 В.
Устройство контроля параметров испытываемых аппаратов с катушкой управления на постоянном токе представляет собой амперметры РА2, РАЗ и вольтметр Р111. Амперметр РА2 имеет предел измерения 1 А, амперметр РАЗ имеет предел измерения 5 А. Два прибора применены для расширения пределов измерения токов срабатывания испытываемых аппаратов. Переключатель 57 является переключателем диапазонов измерений. Тумблер 56 шунтирует 57 при переключении диапазонов измерений. Вольтметр Р1/2 имеет предел измерения 50 В, для расширения пределов измерений вольтметра Рй2 применены дополнительные резисторы Кб и К9. Резистор Кб расширяет предел измерения Р1/2 до 250 В, а К9 — до 150 В. Для переключения пределов измерений служит переключатель 55.
Устройство регулирования постоянного тока состоит из устройства регулирования напряжения переменного тока (устройство А2 аналогично устройству А1), выпрямительного моста У5—У8 и резистора К8, создающего активную составляющую тока нагрузки тиристорного регулятора. Предохранитель РЗ защищает СПВА и питающую сеть от коротких замыканий в устройстве регулирования постоянного тока.
Устройство контроля параметров токовых катушек испытываемых аппаратов состоит из амперметра РА4 с пределом измерений 5 А.
По окончании технической ревизии работа отопления должна проверяться напряжением 3000 В в автоматическом и ручном режимах.Все результаты замеров, проводимых при ТО-3, фиксируются в ремонтных книгах произвольной формы и журнале ВУ-8. Дата ТО-3 указывается на' торце вагона.
4. Деповской ремонт
В деповской ремонт вагоны направляются по согласованному плану в зависимости от даты постройки или последнего планового вида ремонта (ДР, КР-1, КР-2).
При отправлении вагонов в деповской ремонт запрещается снимать с них какое-либо оборудование или заменять его нетиповыми и неисправными узлами. На вагон составляется дефектная ведомость, в которой перечислены работы, подлежащие выполнению. В ведомость не вносятся работы, предусмотренные планом по модернизации, или другие регламентированные работы. При деповском ремонте запрещается вносить изменения в конструкции вагонов и устанавливать нетиповое оборудование.
При деповском ремонте демонтируются с вагона с последующей разборкой, осмотром, ремонтом, испытаниями и сборкой узлы высоковольтных междувагонных соединений (розетка, холостой приемник, штепсель), коммутирующая и защитная аппаратура высоковольтного подвагонного ящика без демонтажа самого ящика с вагона (контакторы, реле, предохранители), электропечи в туалетах (электропечи в других местах снимают при необходимости). Узлы комбинированного отопления демонтируют при необходимости. Недемонтированное с вагона оборудование ремонтируют на месте. Розетки для осмотра и ремонта подают в цех, где их разбирают и протирают безворсными салфетками. Проверяют размеры контактирующих элементов штепсельной розетки и штепселя. Если износ деталей превышает допустимый, то их заменяют.
При обнаружении трещин, прожогов и отколов корпуса розеток заменяют.
У изоляционных втулок не должно быть следов перекрытий или повреждения полированной поверхности. Изолятор, имеющий трещины, нарушение глянцевой поверхности или следы переброса электрической дуги, заменяется. Уплотнительные прокладки, потерявшие эластичность, и с механическими повреждениями заменяются. Проверяется плотность прилегания крышки к корпусу розетки. При неплотном прилегании производится замена пружины. Крышки с трещинами или с изломанным предохранительным зубом заменяют.
Неисправный блокировочный замок ремонтируют или заменяют исправным. Механизм замка и шарнирные соединения крышки смазывают смазкой ЦИАТИМ-201 или приборным маслом МВП.
Контактные поверхности штепселей не должны иметь подгаров и оплавлений. В нижней крышке розетки отверстия для стока концов кабеля. Для этого сначала нужно снять изоляцию на длину 10 мм и жилы кабеля обвязать бандажной проволокой. Потом снять изоляцию кабеля на длину 50 и на 40 мм жилы кабеля и равномерно облудить. После этого снять бандаж и конец кабеля зачистить напильником. У исправного кабеля концы изоляции на длине 150 — 200 мм пропитывают изоляционным лаком марки БТ-99.
Собранный штепсель с кабелем со стороны бандажа заливают мастикой. В ее состав входят канифоль, трансформаторное масло и парафин.
Кронштейны штепселя междувагонных соединений очищают и осматривают без демонтажа с вагона. Болты крепления кронштейна со сработанными гранями или сорванной резьбой более двух ниток заменяют. Также без демонтажа с вагона осматривают холостые приемники, которые очищают от грязи и проверяют на работоспособность. При механическом повреждении кронштейнов их демонтируют с вагона с последующим ремонтом или заменой новыми.
Демонтированные с вагона холостые приемники разбирают. Корпуса холостых приемников, имеющие механические повреждения, заменяют новыми. Отдельно проверяют состояние уплотнительных прокладок, изоляционных втулок и других деталей. Негодные детали заменяют новыми. Внутреннюю поверхность холостого приемника и изоляционную втулку покрывают электроизоляционной эмалью ГФ-92-ХС или ГФ-92-ХК до появления глянца по всей поверхности окраски. Разрешается использование эмали 929НЦ. Контактирующие части холостого приемника смазывают пастой КПД. Неисправные детали ремонтируют или заменяют новыми. При монтаже на вагон холостые приемники должны быть прочно закреплены и заземлены с корпусом вагона.
Отремонтированные узлы междувагонных соединений испытывают на электрическую прочность изоляции напряжением 8000 В переменного тока, частотой 50 Гц в течение 1 мин. Прочность изоляции считается достаточной, если не произошло пробоя, поверхностных разрядов или перекрытий. В противном случае узлы повторно ремонтируют или заменяют новыми с последующим испытанием.
После постановки на вагон штепселей с розетками и холостыми приемниками кабель подвагонной магистрали испытывают на электрическую прочность изоляции напряжением 8000 В переменного тока, частотой 50 Гц в течение 1 мин. При этом не должно быть пробоя, поверхностных разрядов, пробоя или коронирования.
На вагонах постройки заводов ПНР и ГДР при выходе из строя каких-либо деталей или узлов высоковольтных междувагонных электрических соединений их комплектно заменяют на отечественные.
Подвагонный ящик после демонтажа коммутирующей и защитной аппаратуры для ремонта очищают сжатым воздухом и удаляют со сте«о«- ящика продукты коррозии.
Проверяют состояние блокировочных замков. Все неисправности устраняют. На ящике не должно быть трещин, сквозных отверстий и щелей в местах соединения трубопроводов.
Резиновые уплотнения крышки ящика проверяют протаскиванием киперной ленты шириной 30 — 40 мм. Лента не должна вытаскиваться от усилия 2 Н. Поврежденные уплотнения заменяют новыми. Для приклеивания резиновых уплотнений используют клей № 88.
В кронштейнах подвески ящика к раме вагона трещины не допускаются. Нельзя также использовать болты крепления с сорванной рез-ьбой и стертыми гранями. Внутри ящика проверяют состояние проводов и их наконечников. Провода с поврежденной изоляцией и наконечники, имеющие трещины, необходимо заменить. В местах входа трубопроводов в ящике проверяют наличие оконцевателей. Внутри ящик окрашивают электроизоляционной эмалью ГФ-92-ХС или ГФ-92-ХК. Снятые с вагона высоковольтные контакторы после продувки сжатым воздухом подают в высоковольтное отделение электроцеха, где их осматривают, проверяют и ремонтируют. Сопротивление изоляции катушек контакторов должно соответствовать установленным нормам.
При обнаружении на катушках контакторов следов подгара, выплавления в местах пайки, излома выводных концов, замыкания между витками или на корпус, а также сопротивления изоляции менее 0,5 МОм катушки заменяют. Губки контакторов зачищают. При износе губок более 60% их заменяют или наплавляют. Наплавка силовых контактов производится медью, а вспомогательных -припоем ПСР-45. После наплавки и обработки профиль контактов необходимо проверить по шаблону.
Зазор между витками дугогасительных катушек должен быть 1,5 — 2 мм.
Дугогасительные камеры очищают от грязи и копоти. Стенки камер при прогаре более 20% толщины заменяют на новые или отремонтированные тем же материалом с применением эпоксидной смолы. Камеры после зачистки протирают техническими салфетками, смоченными этиловым спиртом или денатуратом, просушивают и покрывают электроизоляционной эмалью 929НЦ.
При обнаружении механических повреждений или прогаров изоляционных стоек их заменяют или восстанавливают с применением пластмассы марки АСТ с последующим покрытием электроизоляционной эмалью.
Дугогасительная камера должна свободно сниматься и четко фиксироваться. Полюсы камеры должны плотно касаться полюсов дугогасительной катушки контакторов. Зазор между стенками дугогасительной камеры и подвижными деталями контактора должен быть не менее 1 мм. Внутри камер дугогасительные рога, имеющие оплавления более 2 мм, заменяют.
Главные разъединители внутри высоковольтного ящика вагона также снимают, очищают от грязи и разбирают.
При наличии подгаров или оплавлений на контактных поверхностях ножа и пинцетов их необходимо зачистить шлифовальной шкуркой и протереть технической салфеткой. Проверяют зажимные пружины пинцетов, выявляют повреждения. Нож должен прочно удерживаться в пинцете. Плотность касания ножа к щекам нужно проверить щупом толщиной 0,1 мм. Изоляционное основание главного разъединителя не должно иметь подгаров и механических повреждений. Прогоревшие места тщательно зачищают с последующим покрытием электроизоляционной эмалью ГФ-92-ХС, или ГФ-92-ХК, или 929НЦ до получения глянцевой поверхности. Проверяют сопротивление изоляции между изоляционным основанием и токоведущи-ми частями мегаомметром напряжением 2500 В, которое должно быть не менее 50 МОм. Отремонтированный разъединитель устанавливают в подвагонном ящике и регулируют правильность хода ножа.
При закрытой крышке подвагонного ящика нож должен плотно всей своей рабочей поверхностью входить в рабочий пинцет, а при открытой — в заземляющий. Перекос ножа и пинцета не допускается. Зазор между щеками пинцета при вынутом ноже должен быть не более 50% толщины ножа. Плотность прилегания ножа к контактным щекам определяется щупом 0,1 мм, который не должен входить между ножом и щекой глубже 5 мм.
Выработка контактных поверхностей ножа и щек более 10% от их толщины не допускается. Токоведущие поверхности главного разъединителя необходимо смазывать пастой КПД, а изоляционные основания — кремнийорганическим вазелином КВ-3.
Изоляционные панели высоковольтных предохранителей очищают от пыли и проверяют наличие трещин, прогаров и мест перекрытий. Прожоги глубиной более 3 мм следует зашпаклевать пластмассой марки АСТ-Т с последующим покрытием изоляционной эмалью 929НЦ. Всю панель надо смазать кремнийорганическим вазелином КВ-3. Вместо изоляционных панелей разрешается ставить опорные фарфоровые изоляторы. Контактные пинцеты высоковольтных предохранителей не должны иметь окисления или подгаров. При установке и снятии предохранителя пинцеты должны иметь видимый зазор, обеспечивающий прочное удержание предохранителя и надежный контакт. Пинцеты и зажимные пружины, имеющие механические повреждения, следы перегрева, цвета побежалости, необходимо заменять новыми. Высоковольтные предохранители, корпуса которых имеют трещины или повреждения глазури, а контактные поверхности — места подгаров или окисления, следует заменить. Неисправные высоковольтные предохранители заменяют на новые с маркировкой на корпусе тока срабатывания.
Фарфоровые изоляторы, не имеющие повреждений, протирают салфетками, смоченными техническим этиловым спиртом или денатуратом, а затем сухой безворсной салфеткой и покрывают пастой КПД. У собранных панелей проверяют сопротивление изоляции между токоведущими частями и корпусом вагона, которая должна быть не менее 50 МОм. Электрическую прочность изоляции испытывают напряжением 8000 В, частотой 50 Гц в течение 1 мин.
Конечные выключатели контролируют на четкость переключений, а также состояние контактов и изоляционных оснований. Неисправные ремонтируют или заменяют. Конечный выключатель должен замыкать свои контакты при закрытой крышке ящика. При этом должна соблюдаться очередность включения конечного выключателя и ножа разъединителя.
При всех видах ремонта, кроме текущего, все высоковольтные предохранители необходимо заменять на новые или восстановленные (отремонтированные).
Параметры предохранителей и их маркировка приведены в табл. 30.
Замер сопротивления предохранителя должен производиться двойным мостом постоянного тока типа Р-4833 или методом амперметра — вольтметра с присоединением вольтметра к колпачкам патрона предохранителя. При этом по методу амперметра — вольтметра ток, проходящий через патрон, не должен быть более 30% номинального тока срабатывания предохранителя. На восстановленном высоковольтном предохранителе должны быть указаны номинальный ток срабатывания, дата восстановления и предприятие, где предохранитель был восстановлен.
При открывании крышки подвагонного ящика сначала конечным выключателем отключаются низковольтные цепи, а потом нож разъединителя должен выйти из рабочего пинцета и войти в заземляющий. При закрывании крышки ящика сначала нож разъединителя входит в рабочий пинцет, а потом конечным выключателем замыкаются низковольтные цепи.
Резисторы с обожженными выводами и поврежденной глазурью заменяют новыми. Проверяют сопротивление, которое не должно отличаться от указанного на корпусе резистора более чем на +5% или —10%. Все реле (дифференциальной защиты и др.) с вагона снимают, ощищают от пыли и проверяют. Нагревательные элементы котла отопления с вагона не демонтируют, но проверяют состояние зажимов, изоляторов, питающих проводов, надежность электрического контакта в болтовых соединениях и исправность заземляющих устройств. Межэлементные соединения должны быть выполнены голыми медными проводами сечением 4 мм2 с кабельными наконечниками. Всю зону присоединения высоковольтных нагревательных элементов очищают безворсными салфетками, смоченными в этиловом техническом спирте или денатурате. Изоляторы с трещинами, сколами и другими механическими повреждениями заменяют. Нагревательные элементы, имеющие течь воды со стороны фланца, шунтированные пружиной нагревательной спирали, и с поврежденными изоляторами заменяют на исправные.
Измеряют сопротивление элементов, подгрупп и групп, которое должно быть в пределах величин, указанных в табл. 28 и 29.
В цепях нагревательных элементов, имеющих пониженное омическое сопротивление, допускается менять четыре элемента на новые и оставлять два бывших в эксплуатации с сопротивлением не ниже 112 Ом. Не допускается устанавливать нагревательные элементы с сопротивлением ниже 112 Ом. Сопротивление изоляции одного нагревательного элемента должно быть не менее 100 МОм, а всех нагревательных элементов при включенных контакторах отопления — не менее 8 МОм.
Электрокалориферы и электропечи, находящиеся в туалетах, с вагона демонтируют, очищают от грязи и разбирают. Нагревательные элементы с сопротивлением изоляции менее нормы и активным сопротивлением ниже принятых значений, а также с признаками прожога металла и пораженные коррозией необходимо заменить новыми. Изоляторы осматривают, очищают от грязи, а имеющие повреждения заменяют.
При сборке электрокалорифера и электропечей требуется убедиться в надежности крепления изоляторов на стойках нагревательных элементов и проверить состояние перемычек между ними. Перемычки, имеющие надломы, заменяют. Сечение и марка провода перемычек должны соответствовать требованиям технической документации.
Собранные электрокалориферы и электропечи испытывают на электрическую прочность изоляции напряжением 8000 В переменного тока, частотой 50 Гц в течение 1 мин. После установки электрокалориферов на вагоны должны быть присоединены провода высокого и низкого напряжения и заземляющая шина.
При установке электропечей в вагоне необходимо проверить и очистить место установки. Термоизоляция и металлический лист не должны иметь повреждений. Электропечь надежно закрепляют, присоединяют питающие провода и заземляющие перемычки. После монтажа всех электропечей проверяют электрические цепи всех последовательно включенных электропечей, сопротивление которых не должно отличаться более чем на ±10% от установленных норм.
Температурные реле, расположенные на водяных трубопроводах котла, снимают и проверяют их уставку, которая указывается на табличке. При необходимости уставку регулируют, полный оборот регулировочного винта соответствует изменению уставки реле на 20°С. Поворот винта по часовой стрелке снижает температуру уставки, а против — повышает. Реле должно быть всегда запломбировано. Его проверка производится раз в год на специальных станциях.
При деповском ремонте магнитные клапаны ремонтируют с разборкой и заменой дефектных элементов. При всех видах ремонта, связанного с заменой электрических узлов, проверяют сопротивление и электрическую прочность катушки. Сопротивление катушки для магнитных клапанов вагонов типа 47Дк должно быть 2500 Ом, а для вагонов типа 47Кк — 1325 Ом. При проверке сопротивления катушки один полюс мегаомметра напряжением 500 В подводят к замкнутым накоротко выводам катушки, а другой — на корпус клапана. Испытание на прочность изоляции ведется под номинальным напряжением катушки и длится 5 мин. При отсутствии пробоя и разряда изоляция считается выдержавшей испытание.
Повторное испытание производят при напряжении, равном 0,8 номинального.
После любого ремонта клапан следует проверить на плотность. Результаты считаются положительными, если в местах контроля не выходят пузырьки воздуха или капли воды при давлении 0,15 МПа.
Испытательный стенд для проверки плотности магнитных клапанов представлен на рис. 85.
Остальные узлы высоковольтного электрооборудования ремонтируют в объеме технической ревизии. Ремонтируют электроаппараты в отделении ремонта и проверки высоковольтной аппаратуры. Типовая планировка отделения дана на рис. 86.
При прохождении деповского ремонта особое внимание уделяется приборам термического регулирования, от надежной работы которых зависит температурный режим.
Ртутные контактные термометры, термостаты осматривают и ремонтируют в объеме шестимесячной ревизии. Поврежденные термосопротивления полупроводниковой термоавтоматики заменяют. Блок управления отопления с вагона снимают независимо от его состояния и проверяют со снятием крышки.
Схемы проверки блока управления отоплением в зависимости от его типа (А2 или БУО) представлены на рис. 87 и 88. В зависимости от типа термоавтоматики последовательность проверки может меняться, причем корректировка средней температуры воздуха в вагоне обеспечивается в пределе ±2°С. По этой же схеме проверяют работу полупроводниковой термоавтоматики.
Последовательность работ при проверке блоков управления отоплением приведена в табл. 31.
Объем деповского ремонта, произведенная замена деталей записываются в цеховых ремонтных книгах. О замене наиболее ответственного оборудования и результатах испытаний делают записи по установленной форме в паспорт вагона и журнал формы ВУ-8. При проведении модернизации эти работы также записывают в паспорт вагона, журнал формы ВУ-8 и заносят в вагонную инструкцию и инвентарную электрическую схему вагона.
. Вагонные депо, производящие деповской ремонт, несут гарантийную ответственность за прочность и исправную работу всего оборудования до следующего деповского или капитального ремонта.
5. Капитальный ремонт
Правила подачи вагонов на вагоноремонтный завод для капитального ремонта и документации сопровождения такие же, как и для деповского ремонта.
Все высоковольтное электрооборудование снимают, разбирают и испытывают. Распределительные щиты с вагонов снимают, а шкафы осматривают и ремонтируют на месте. Все детали электрооборудования, нагревающиеся в процессе эксплуатации (электропечи, нагревательные элементы печей и котлы комбинированного отопления), окрашивают лаками и эмалями с термостойкостью не ниже 300°С.
При установке дугогасительных камер на контакторах зазор между камерой и подвижными деталями контактора должен быть не менее 1 мм. Камера должна свободно сниматься и устанавливаться на место и иметь запирающее устройство. Дугогасительные рога с оплавлением менее 2 мм зачищают, а с большим оплавлением после зачистки направляют для последующей обработки. Контактные губки с износом более 60% наплавляют или заменяют. На силовых контактах наплавка производится медью, на вспомогательных — припоем марки ПСр-45 или серебгкш.
Толщина контактных губок на высоковольтных контакторах типов МК-310 и 2КМ-010 не менее 4,5 мм, а на контакторах остальных типов — не менее 3 мм. После ремонта контакторы и реле испытывают на испытательной станции на соответствие их техническим условиям или стандартам.
Ртутные контактные термометры и термореле осматривают. Термометры разбитые, имеющие следы прилипания ртути к поверхности капилляра или с ослабшими наружными контактами заменяют. Подгоревшие наружные контакты зачищают и при необходимости напаивают припоем ПСр-45. Для устранения разрыва ртути в капилляре термометры нагревают до заполнения ртутью верхней полости, а затем баллон резко охлаждают.
Тепловые реле обдувают от пыли и осматривают их зажимы, контакты и легкоплавкую вставку. Токоведущие болты, шайбы, гайки, изношенные или с повреждением антикоррозионным покрытием, заменяют.
Все резисторы и разрядники обдувают от пыли и осматривают, неисправные заменяют. Под резисторы, сильно нагревающиеся в процессе работы, устанавливают асбоцементные панели. На всех резисторах замеряют сопротивление, которое не должно отличаться от паспортного значения более чем на ±5%.
Электрокалориферы и все электропечи, а также нагревательные элементы комбинированного отопления снимают с вагона, очищают от грязи, осматривают, ремонтируют или заменяют.
Междувагонные соединения ремонтируют в объеме деповского ремонта. Магистральный кабель проверяют без снятия. Концы кабеля длиной 150—200 мм пропитывают специальной мастикой. Замененный магистральный кабель по размерам должен соответствовать технической документации.
Трубы в местах.стыковки и под скобами зачищают до металлического блеска. Чтобы обеспечить надежное заземление, скобу около отверстия под болты подвергают лужению. Защитные трубы после очистки от продуктов коррозии снаружи и внутри окрашивают лаком № 177 или 317. Опорные поверхности под защитным трубопроводом очищают от продуктов коррозии, старой краски и вновь окрашивают лаком № 177 или 317.
После монтажа магистрали проверяют заземляющие устройства. Сопротивление защитного трубопровода по отношению к рельсу должно быть не более 0,02 Ом.
При монтаже электрокалорифера обращают особое внимание на состояние контактных поверхностей шины заземления и наконечника заземляющего провода. Перед установкой электропечей необходимо убедиться, что термоизоляция (асбестовый лист) и металлический лист не имеют повреждений, а короб очищен от грязи. Печь должна быть надежно укреплена хомутами и соединена уплотняющей гайкой с трубопроводом, а сами трубопроводы надежно укреплены к стойкам стены вагона или полу.
После монтажа печей и нагревательных элементов комбинированного отопления до постановки заземляющих перемычек измеряют сопротивления элементов, подгрупп и групп. При отклонении от нормы поочередным отключением отыскивают дефектный узел и заменяют его, затем замеры повторяют. Проверку на целостность цепей производят контрольной лампой напряжением не более 24 В или вольтметром. После проверки электропечи и нагревательные элементы надежно заземляют.
Замеряют также сопротивление изоляции междувагонных соединений. Оно должно быть не менее 20 МОм при влажности воздуха 55—70%.
Испытание изоляции силовых цепей на электрическую прочность производят переменным током напряжением 9500 В, ча-. стотой 50 Гц в течение 1 мин. Прочность изоляции считается удовлетворительной, если не наблюдается пробоев, поверхностного или коронного разряда, потрескивания.
При выпуске из капитального ремонта проверяют нагрев воздуха в вагоне электропечами или нагревательными элементами котла, а также нагрев электрокалорифером подаваемого в вагон вентиляционного воздуха. Контролирует установившуюся температуру воздуха в вагоне в режимах 8, 18, 20, 23°С, установившуюся температуру воздуха в туалетах. Производят регулирование всех тепловых реле, магнитного клапана. Работа на всех режимах в общей сложности должна составлять не менее 1 ч.
По окончании капитального ремонта делают записи в паспорте вагона и журнале формы ВУ-8.
Вагоноремонтные заводы несут гарантийную ответственность за надежность и качество ремонта вагона до следующего деповского ремонта, а по узлам, которые при деповском ремонте не восстанавливают,— до очередного капитального ремонта.
При КР-2 с вагона снимают полностью все высоковольтное и низковольтное электрооборудование, а также все низковольтные и высоковольтные провода и трубопроводы. Оборудование полностью ремонтируют или заменяют, также заменяют все провода на отечественные новые провода независимо от страны, завода и года постройки вагонов.
С целью повышения надежности цепей управления электроотоплением на вагонах при капитальном ремонте КР-2 устанавливают двухполюсную защиту.
О ТО-1 ----->
Высоковольтное электрооборудование ----->
Нагревательные элементы ---->