Высоковольтное оборудование, коммутация и защита


Далее о нагревательных элементах -------->
ТО-3, капитальный и деповской ремонты ---->
ТО-1 ----->

ВЫСОКОВОЛЬТНОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ


1. Междувагонные соединения и подвагонная магистраль

Независимо от рода тока и напряжения, применяемого для электрического или комбинированного отопления, на каждом вагоне устанавливаются междувагонные высоковольтные электрические сое­динения на каждом торце вагона. В состав комплекта междувагон­ного соединения входят штепсель, гнездо-розетка, холостой при­емник, кронштейн штепселя и на некоторых вагонах разделитель­ная коробка. Типы узлов междувагонных соединений в зависимости от напряжения представлены в табл. 5.


Типы узлов междувагонных соединений


Кронштейн штепселя поддерживает кабель штепселя до места соединения с подвагонной магистралью. На вагонах с электриче­ским отоплением от вагона-электростанции вместо кронштейна штеп­селя установлена соединительная коробка.

Когда штепсель не вставлен в розетку (на хвостовом вагоне), он находится в холостом приемнике.

Независимо от конструкции все междувагонные соединения на­пряжением 3000 В рассчитаны на передачу мощности 800 кВт, а сопротивление изоляции — на напряжение 2400—4000 В постоян­ного и переменного тока. Междувагонные электрические соединения связаны подвагонной высоковольтной магистралью. Марки и сече­ния проводов магистрали указаны в табл. 6.


Марки и сечения проводов высоковольтной магистрали


На вагонах с напряжением 380/220 В трёхфазного переменного тока частотой 50 Гц подвагонная магистраль прокладывается в защитном сварном металлическом коробе. Магистраль площадью сечения 370 мм2 состоит из трёхфазных проводов (каждый фаз­ный провод в свою очередь состоит из двух проводов сечением 185 мм2 марки ПС-1000 или ПСШ-3000).

Трехфазная магистраль выбрана из расчета передачи мощности до 600 кВт. Кроме фазных проводов, в коробке проложены двух­жильный провод магистрали безопасности, провода для аварийного заряда аккумуляторной батареи и нулевой.

На вагонах с напряжением 3000 В подвагонная' магистраль проложена с учетом исключения ее нагрева вихревыми токами в защитной алюминиевой трубе.

На вагонах, обращающихся в СССР, сечение подвагонной маги­страли принято 95 мм2, а для вагонов, работающих и на Советских железных дорогах, и дорогах Западной Европы,—185 мм2.

Независимо от конструкции междувагонных соединений напряже­нием 3000 В и подвагонной магистрали, они рассчитаны на мощ­ность до 800 кВт. Изоляция их рассчитывается на работу в диа­пазоне напряжений 2400—4000 В постоянного или однофазного переменного тока частотой 50 Гц.

2. Подвагонные высоковольтные ящики

На вагонах напряжением 3000.В пусковая, регулировочная ап­паратура размещается под вагоном в специальных ящиках.

Подвагонные высоковольтные ящики всех вагонов с электриче­ским и комбинированным отоплением принципиально не отличаются друг от друга. Различие только в местах расположения аппаратов внутри ящика, количестве высоковольтных контакторов и предохра­нителей и конструктивном исполнении крепления крышек ящиков.

На всех вагонах постройки ГДР и ПНР с комбинированным отоплением применены ящики типа 8277 (рис. 4).


Подвагонный высоковольтный ящик 8277



Корпус ящика 8 представляет собой замкнутую конструкцию из профильных метал­лических листов с открывающейся на передней стороне крышкой.

Шарниры 10 внутри ящика обеспечивают открывание крышки на 180°, однако крышка может удерживаться и в открытом положе­нии под углом 85° к горизонтальной плоскости. Крышка укреплена на скобах. Для удобства обслуживания на крышке размещена монтажная электрическая схема. Центральный запор внутри ящика имеет вал 7, на котором нахо­дятся две изогнутые собачки 3. Находящийся снаружи ящика за­порный рычаг // соединен с валом 7 и при закрывании крышка прилегает к корпусу 8, обеспечивая плотное прижатие крышки. Против проникновения внутрь ящика пыли, воды, грязи предназна­чены резиновые прокладки 1, расположенные по всему периметру крышки. Кроме центрального запора, в рычаге // предусмотрен также специальный блокировочный замок 12, снабженный малой крышкой 13. Блокировочный замок отпирается только ключом отопления поезда, а закрывается без ключа. Малая крышка 13 защищает блокировочный замок от воды и пыли.

Внутри ящика размещаются высоковольтные аппараты. Для предохранения обслуживающего персонала от поражения электри­ческим током ящик снабжен низковольтной блокировкой 2, от­ключающей питание катушек высоковольтных контакторов при от­крывании ящика под высоким напряжением.

Главный разъединитель 17 внутри ящика установлен под низ­ковольтной блокировкой. При открытии крышки ящика в первую очередь срабатывает низковольтная блокировка 2, которая разъеди­нит цепь управления высоковольтных контакторов, а затем главный разъединитель 17 выходит из губок, заземляя все высоковольтные це­пи после главного разъединителя.

Кроме главного разъединителя, внутри ящика располагаются два групповых предохранителя 5 и один — цепей управления 4, два высоковольтных контактора 9 типа ЕМ532а или ЕМ332в и панель 6 с реле управления.

На вагонах постройки до 1977 г. внутри ящика устанавливался и главный предохранитель, однако вследствие малой эффектив­ности его с 1978 г. не устанавливали. На дне ящика находится сбор­ная минусовая шина 16, установленная на изоляторах 15. Шина замаркирована черными поперечными полосами и постоянно соеди­нена с корпусом ящика через медный трос.

На правой стороне ящика имеется рейка 14 с зажимами для подключения низковольтных проводов. Вводы для проводов высо­кого напряжения находятся в боковых стенах ящика, а ввод низко­вольтных проводов — в задней стенке. В дне ящика установлены две отворачивающиеся пробки для удаления конденсата.

Монтаж подвагонного ящика вагонов постройки ГДР выполнен проводами марок МЗОАРМои с резиновой изоляцией и ЫЗУАЕкЗ кШО-5421.04 с изоляцией из пластмассы (стандарты ГДР). Снаружи ящика высоковольтные провода подводятся к нему в защитных трубах.

На вагонах типа 47Дэ установлен высоковольтный подвагонный ящик типа ЕАНКЗ (рис. 5).


Подвагонный высоковольтный ящик ЕАНКЗ



Спереди и сзади корпус / закрыт крыш­ками, запирающимися винтами под трехгранный ключ. Передняя крышка дополнительно закрывается специальным блокировочным замком 3.

Для открытия блокировочного замка необходим ключ отопле­ния поезда. Обе крышки ящика имеют взаимную механическую блокировку 5 для возможности открытия и закрытия задней крышки только при открытой передней.

В подвагонном ящике расположены главный предохранитель-резъединитель 8, главный контактор 2 типа ЕМ532а, шесть груп­повых и секционных предохранителей 4, реле управления 7, семь групповых и секционных контакторов 6 типа ЕМ531а. Со стороны задней крышки установлены резисторы, выпрямители типа 270/216, конденсатор и семь промежуточных реле типа КН-102.

Под промежуточными реле расположена сборная шина для при­соединения минусовых цепей приборов управления. Над промежу­точными реле расположена постоянно соединенная с корпусом ящи­ка сборная шина для присоединения заземляющего провода отдель­ных приборов, а также встроенная изолированная шина для при­соединения минусовых проводов приборов отопления. Обе шины соединяются двумя накладками. Дополнительно на каждой боковой стенке ящи.ка.предусмотрен присоединительный винт заземления.

Низковольтные и высоковольтные провода подводятся к ящику в отдельных жгутах. Ввод проводов внешнего электромонтажа ящи
ка осуществляется через отверстия в торцовых стенках. Для под­ключения проводов внешнего электромонтажа, низковольтных цепей в ящике установлена рейка с контактными зажимами. Высоко­вольтные провода внешнего электромонтажа подключаются непо­средственно к выводам аппаратов или к высоковольтным клеммам.

На вагонах с электрическим отоплением типа 904А и 908А постройки ПНР и вагонах, модернизированных на ОЭВРЗ, ком­мутирующая и защитная высоковольтная аппаратура также разме­щена в подвагонных ящиках. Их конструкция и расположение в них аппаратуры принципиально не отличаются от рассмотренных выше.

На отечественных вагонах с комбинированным отоплением мо­делей 61-425, 61-821, 61-836, почтовых, багажных и специальных вся аппаратура коммутации и защиты высоковольтных цепей так­же размещается в подвагонном ящике.

С 1974—1975 гг. устанавливался ящик типа 2ЯА042, в котором были размещены по два высоковольтных контактора и три высо­ковольтных предохранителя ПК.Э (один главный и два групповых), отдельные панели с реле типа Р-304Г и резисторами в цепи сигнали­зации наличия высокого напряжения и отдельная панель с поля­ризованным реле типа Р-104М. Это приводило к увеличенным га­баритным размерам ящика.

В связи с изъятием с 1977—1978 гг. одного контактора, двух предохранителей (главного и одного группового), соединением пане­лей с реле Р-304Г и резисторов в единый блок 2Б-222 подвагонный ящик стал значительно меньше и получил индекс 2ЯА.042.04.

В период 1979—1983 гг. на вагонах устанавливались ящики типов 2ЯА.042.05 и 2ЯА.042.006, в которых вместо панелей с поля­ризованным реле Р-104М размещались панель с герконным реле

Типа 1Р.005, предохранители серии ПКПС и датчики температуры. Габаритные размеры ящиков не изменились.

Опыт эксплуатации вагонов с комбинированным отоплением и особенно длинносоставных поездов из 24 и 32 вагонов выявил, что установка внутри ящика одного контактора неправомерна, и с 1988 г. внутри высоковольтных подвагонных ящиков вновь стали устанавливать по два высоковольтных контактора и два предох­ранителя.

Все модификации подвагонного ящика типов 2ЯА. 042 и 2ЯА.042.07 имеют сварную бескаркасную конструкцию, выполнен­ную из профильной стали. Для удобства монтажа и обслуживания ящики с обеих сторон имеют окна со съемными крышками, которые запираются рычажными замками. Ящики снабжены блокировочным замком для ключа отопления поезда.

Внутри ящика смонтированы один высоковольтный контактор типа 2КМ.010.004, один высоковольтный предохранитель типа ПКЖЮ6-3-20-20У2, главный разъединитель типа ГР-201Г, блок диф­ференциальной защиты (блок типа 2Б.360 с дифференциальным реле типа 1Р.005), три датчика температуры, панель с герконным реле (панель типа 2Б.338, реле КЭМ-3) и два конечных выключа­теля ВПК2И2У2. Все аппараты прикреплены к ящику на крон­штейнах или угольниках. Электромонтаж между аппаратами и па­нелями выполнен гибкими изолированными проводами.

На вагонах с электрическим отоплением от вагона-электро­станции подвагонные ящики с аппаратурой электроотопления не предусмотрены. Аппаратура размещена внутри распределительного шкафа в служебном отделении.

3. Приборы коммутации и защиты

В системах электрического и комбинированного отопления при­меняются высоковольтные однополюсные контакторы напряжением 3000 В постоянного и переменного тока (отопление от контактной сети) и трехполюсные контакторы переменного тока напряжением 380 В (отопление от вагона-электростанции).

Все типы применяемых на вагонах высоковольтных электромаг­нитных контакторов приведены в табл. 7.


Высоковольтные электромагнитные контакторы



На отечественных вагонах с комбинированным отоплением для сигнализации о пробое любого высоковольтного нагревательного элемента на корпус и отключения при этом всех элементов при­менена дифференциальная защита, которая выполнена в виде реле Р-104М-4 или 1Р.005.

Параметры этих реле приведены в табл. 8.


Высоковольтные защитные реле Р-104М-4 или 1Р.005.



Реле Р-104М-4 (рис. 6) имеет шихтованный магнитопровод 2 и поворотный якорь 13. На магнитопроводе установлены две на­магничивающие катушки 3 и две силовые катушки 1. Регулируют ход якоря винтом 6. Якорь в нормальном положении удерживается пружиной 4, натяжение которой регулируют также винтом 6. Вин-Л ты фиксируются контргайками 5.

Контактная система реле состоит из подвижных мостиков у с гайками 8 и пружинами 10, установленных на изоляционной планке 12, и неподвижных контактов 11.

Реле имеет сигнальный флажок 7, который при втягивании реле под собственным весом поворачивается вниз.

Катушки намагничивания поляризованного реле включены по­следовательно и создают одинаковые встречные магнитные потоки, 1 которые в воздушных зазорах между магнитопроводом и якорем создают одинаковую по величине э. д. с. Через силовые катушки протекает ток начала и конца защищенной цепи. Катушки создают встречные магнитные потоки. В нормальном режиме, когда/' токи одинаковые, магнитные потоки компенсируются и якорь реле под действием пружины находится в нейтральном положении, притянутый к упору.

При пробое нагревательного элемента величина тока становит­ся различной, магнитные потоки не уравновешиваются и создают поток в магнитопроводе реле.

В тех воздушных зазорах, где потоки от силовых и катушек подмагничивания складываются, э. д. с. увеличивается, а в зазорах, где потоки направлены встречно, э. д. с. уменьшается.

Равновесие э. д. с. в зазорах нарушается, и якорь с контактами поворачивается, контакты реле срабатывают.


Реле 1Р.005  Реле Р-104М-4



Такие реле устанавливались на вагонах модели 61-425 с 1975 г. В связи с разработкой отечественной промышленностью реле с герметическими контактами (герконрм) на вагонах модели 61-821 используются реле типа 1Р.005.

Дифференциальное реле типа 1Р.005 (рис. 7, а) состоит из каркаса /, в котором установлены и залиты эпоксидным компаун­дом две силовые высоковольтные встречно включенные катушки 2 и 3. Катушка 2 включается перед высоковольтными нагреватель­ными элементами, а катушка 3 — после нагревательных элементов. В полости каркаса расположен геркон 4 типа КЭМ-2 группы 0 с припаянными выводами 5.

При нормальной работе по катушкам протекает одинаковый ток, создающий равные встречные магнитные потоки Ф, и Фз | (рис. 7, б), компенсирующие друг друга. При этом геркон нахо-' дится в разомкнутом состоянии. При возникновении пробоя на­гревательных элементов на корпус вагона в катушках будут про­текать разные токи, геркон срабатывает и размыкает цепи управ­ления отопления и сигнализации на передней панели распредели­тельного шкафа. После отключения отопления геркон возвращается в исходное положение.

Для защиты высоковольтных цепей от перегрузки и коротких замыканий на вагонах с электрическим отоплением от вагона- электростанции используются типовые автоматические выключатели (предохранители) типов А63М и А63МГ, а на вагонах с электриче­ским и комбинированным отоплением — плавкие предохранители. Типы предохранителей, а также их параметры приведены в табл. 9.

Главный предохранитель на вагонах типа 47Дэ выполнен в виде трубчатого корпуса с ножевыми контактами, который крепится при помощи специального держателя на передней крышке под­вагонного высоковольтного ящика.

Групповые предохранители типов 0023.092—0023.096 на ваго­нах типа 47Дэ показаны на рис. 8.


Групповой предохранитель 0023.093



Патрон предохранителя представляет собой фарфоровую трубку, внутри которой размещена плавкая вставка. Трубка / с одной сто­роны имеет два фасонных контакта 11, а с противоположной закрыта фарфоровым стаканом 7, соединенным с основанием трубки гип­совой замазкой. На наружной поверхности трубки имеются направ­ляющие ребра 2, количество которых соответствует номинальному току срабатывания предохранителя. Торцовая часть трубки / со стороны дна стакана закрыта асбестовым диском 8 с полимерным покрытием 9. Внутреннее пространство трубки разделено фарфоро­выми крестообразными перегородками 3 на четыре равных сектора. Смежные секторы попарно заняты нихромовой проволокой 5 ука­зателя срабатывания и плавкой вставкой 6 из серебряной прово­локи, намотанной последовательно на два фарфоровых сердечни­ка 4, помещенных по одному в каждом секторе. Концы плавкой вставки и указателя присоединены к зажимам контактов.

Колпачок указателя в заряженном состоянии входит в коническое углубление в контакте, сжимая пружинку 10 из медной проволоки. Припаянная к колпачку нихро-мовая нить 5 натянута через перегородку и припаяна вторым концом к противопо­ложному контакту.

При срабатывании предохранителя плавкая вставка расплавляется и испаря­ется. Возникающая дуга гасится в резуль­тате охлаждения и деионизации в про­странстве между песчинками кварцевого песка.

В процессе гашения дуги ток в цепи проволоки 5 указателя резко возрастает и плавит ее. При этом колпачок под дей­ствием пружины отходит от зажима, сиг­нализируя о срабатывании предохрани­теля.

Устройство самой плавкой вставки по­казано на рис. 9.


Устройство плавкой вставки высоковольтного предохранителя 0023.093



Вставка изготавливается из целого отрезка серебряной проволоки с развернутой длиной 588 мм и разделена на три зоны. В первой зоне проволока встав­ки 1 скручена вдвое. Концы скрутки припа­яны к зажимам патрона. Длина проволоки на первой зоне—.80 мм. Вторая зона включает в себя часть проволоки, намотан­ной на сердечник 2 десятью витками. В се­редине третьей зоны между сердечниками 2 оловянный шарик 4 диаметром 1,5 мм,проволоки, которая благодаря высокой температуре имеет большое давление. Этим давлением, возникающим в ограниченном про­странстве, ионизированные частицы разбрасываются в стороны, проникают в зазоры между песчинками и, оседая на них, охлажда­ются и деионизируются.

Оловянные шарики, напаянные на места скруток плавких про­волок, предназначены для снижения перегрева предохранителя при небольших перегрузках.

О срабатывании предохранителя сигнализирует специальный указатель 12, который устроен следующим образом: на крышке патрона укреплена металлическая втулка 11, изолированная шай­бой 10, внутри которой помещена спиральная пружина 2, одним своим концом прикрепленная к дну втулки. На другом конце пру­жины держится головка указателя с крючком, за который зацепле­на указательная проволока 9..

При перегорании указательной проволоки пружина освобожда­ется и выбрасывает из втулки колпачок, сигнализируя о срабатыва­нии предохранителя.

По своей конструкции предохранители серии ПКЭ были разра­ботаны только для установок переменного тока. Однако в резуль­тате дополнительных исследований, проведенных разработчиками, была установлена возможность их работы и на постоянном токе напряжением 3000 В. Поэтому на отечественных вагонах с комби­нированным отоплением и было разрешено устанавливать высоко­вольтные предохранители серии ПКЭ.

Кроме того, в период 1980—1983 гг. на отечественных вагонах с комбинированным отоплением устанавливали предохранители ПК.ПС-3-32/20-20У2. Характеристика этих предохранителей, габа­ритные и присоединительные размеры такие же, как и у предохра­нителей серии ПКЭ, и они между собой полностью взаимозаме­няемы.


Высоковольтный предохранитель типа ПКЭ



С 1984 г. на отечественных вагонах начали устанавливать спе­циальные высоковольтные предохранители для постоянного и пере­менного тока напряжением 3000 В в железнодорожном исполнении серии ПКЖЮ6-3-20-20У2. Внешний вид этих предохранителей пока­зан на рис. 11, а параметры приведены в табл. 9.


Высоковольтный предохранитель типа ПКЖ-106-3-20-20У2



Предохранители ПКЖ по габаритным размерам аналогичны предохранителям ПКЭ и ПКПС и полностью с ними взаимозаменяемы. Однако исполне­ние предохранителей с учетом работы на железнодорожном транс­порте и возможность работы как на постоянном, так и на пере­менном токе повысили их надежность и сделали унифицированными для всех вагонов с комбинированным отоплением.

Предохранитель состоит из патрона — фарфоровой трубки 3, по концам которой укреплены латунные колпачки выше крышек / и 6. Внутри патрона находятся кварцевый песок 5 и керамический сердечник, на котором накатана плавкая вставка 4 в виде медной посеребренной проволоки 7, состоящей из нескольких ступеней в зависимости от тока срабатывания. Для плавкой вставки приме­няется провод марки МТ с серебряным покрытием из анодного се­ребра толщиной 0,006—0,009 мм.

Ступени плавкой вставки соединяются скруткой с оловянными шариками. При помощи оловянных шариков достигается снижение температуры плавления плавкой вставки. Плавкая вставка при ерабатывании предохранителя расплавляется и испаряется, а возникаю­щая дуга плавится в песке. Наличие же оловянных шариков в сово­купности с плавкой вставкой различного диаметра способствует и уменьшению перенапряжений, и снижению температуры ее плав­ления.



Типы и параметры высоковольтных предохранителей



В дальнейшем предохранители серии ПКЖЮ6 предполагается устанавливать и на вагонах с комбинированным отоплением по­стройки ГДР.

В настоящее время на вагонах с комбинированным отоплением типа 47Дк, 47Кк, 47КкК, СКк-Д/32 и габарита 03-ВМ устанавли­ваются предохранители серии \УВТ. Их конструкция и принципы действия идентичны с предохранителями ПКЖ106.

В связи со' специфичностью конструкции комбинированного ото­пления и невозможностью работы нагревательных элементов без воды на вагонах с комбинированным отоплением установлены до­полнительные приборы защиты — жидкостный выключатель (реле минимального уровня воды — РМУ) и тепловое реле (реле макси­мальной температуры — РМТ). Их применение обусловлено необ­ходимостью защиты нагревательных элементов котла. В случае по­нижения уровня воды в расширителе или котле более чем на 200 мм или повышения ее температуры свыше 95 °С жидкостный выключа­тель или тепловое реле срабатывает и отключает питание высоко­вольтных контакторов, прекращая работу отопления. Жидкостный выключатель 8208.158 (рис. 12) устанавливался на вагонах по­стройки ГДР типов 47Дк, 47Кк и СКк в период 1973—1975 гг. и на вагонах постройки ПНР типа 912А на весь период их поставки.


Жидкостный выключатель типа 8208.158



Выключатель состоит из верхней 8 и нижней 6 частей. В нижней части выключателя располагаются два патрубка: горизонталь­ный 7 для присоединения через штуцер к расширителю котла, и вертикальный 5 с гайкой 4 для выпуска воздуха. Накидная гайка 14 служит для уплотнения подводимых электрических проводов. В се­редине нижней части корпуса 6 находится резиновая пробка // для установки в горизонтальное положение мембраны 9 в незагру­женном состоянии. В центре мембраны устанавливается комплект­ный диск 12. Мембрана зажимается между верхней и нижней частями корпуса при помощи двенадцати шестигранных болтов 13. В цапфу комплектного диска 12 входит шток 3, связанный с толка­телем выключателя 17. Выключатель прикреплен к уголку / с возможностью вертикального и горизонтального перемещения. При помощи винта 16 регулируется сжатие пружины 10 для измене­ния величины срабатывания выключателя. Защитный колпак 18 прикреплен к верхней части корпуса двумя винтами 2 и 15. При транспортировке выключателя патрубки 5 и 7 закрыты транспорт­ными пробками.

В рабочем положении жидкостного выключателя, когда внутри корпуса находится вода, мембрана 9 вогнута вверх, в результате чего контакты выключателя 17 замкнуты и через них проходит ток.

При снижении уровня воды в расширителе котла, а следовательно, и в нижней части корпуса давление на мембрану снижается, из-за чего выключатся контакты, разрывая электрическую цепь.

При монтаже жидкостного выключателя на вагоне, его регули­ровка производится с учетом срабатывания при понижении уровня воды относительно места установки на (200 + 20) мм.

На вагонах типов 47Дк, 47Кк, СКк постройки после 1975 г. и вагонах модели 61-145 устанавливаются жидкостные выключа­тели типа 8208.161 (рис. 13).


Жидкостный выключатель типа 8208.161



Жидкостный выключатель состоит из головки 3 с крышкой 1 и корпуса 5. Обе эти детали изготовлены из алюминиевого литья. В головку ввернут выключатель 7. Он состоит из штуцера с резьбой и вклеенного в изолирующий шланг 9 герметичного контакта (гер-кон) типа РКО50Р112. На выключатель насажен и скользит по нему поплавок 13, в котором находится круглый магнит 12. Вы­полненный в виде кольца и снабженный постоянным магнитом поплавок свободно насажен на вертикально расположенную направ­ляющую трубку. В направляющей трубке находится геркон, который приводится в действие постоянным магнитом в зависимости от положения поплавка. При достаточном уровне воды в котле и рас­ширителе поплавок занимает верхнее положение, его контакты 10 замкнуты, и электрическое отопление работает. При понижении Уровня воды на 200 мм поплавок 13 с магнитом 12 опускается вниз, в результате чего магнитное поле магнита 12 в выключателе 7 пере­мещается также вниз, производя отключение контактов. Электри­ческое отопление отключается. Об­ратное включение электроотопле­ния происходит автоматически после пополнения уровня воды и поднятия этого поплавка в верхнее положение.

Направляющая трубка и поп­лавок находятся в изогнутом кор­пусе, который может быть при­соединен к горизонтально идущему соединительному патрубку тру­бопровода установки при помощи резьбы Р/з". Благодаря большо­му диаметру горизонтального при­соединения особой откачки возду­ха не требуется.

Вследствие несимметричного расположения круглого магнита при сборке после ремонта кон­струкцией предусмотрено наличие на торцовой стороне поплавка не­большого выступа // для марки­ровки положения встроенного в

Поплавок круглого магнита. Выступ всегда должен быть обращен вниз.

Ход поплавка вниз ограничивается втулкой 8. Для амортизации колебаний воды предусмотрена амортизационная шайба 6. .

Пластинка 15 для присоединения кабельных наконечников имеет два зажима М5. Головка и корпус уплотняются при помощи уп-лотнительного кольца 4, а крышка 3 и выключатель 7 — плоскими уплотнительными кольцами 2 и 14.

Поплавок состоит из двух латунных чаш и расположенной в центре латунной трубки. Соединение деталей выполнено пайкой мягким припоем. Круглый магнит фиксируется против соскальзы­вания также при помощи пайки мягким припоем.

С помощью круглого магнита приводится в действие геркон, входящий в состав конструктивного узла «выключатель». Штуцер изготовлен из латуни и никелирован гальваническим способом.

На состоящие из ферромагнитного материала контактные пружи­ны геркона оказывают влияние магнитные силовые линии поля находящегося в поплавке дискового магнита.

Жидкостный выключатель типа 8208.161 реагирует не на дав­ление, а исключительно только на наличие или отсутствие воды.


Для замены жидкостных выключателей типа 8208.158 на 8208.161 предусмотрен фитинг, позволяющий присоединение труб с отбор-товкой 10X1 (алюминий) при помощи накидной гайки и соедини­тельного патрубка.

Опыт эксплуатации жидкостных выключателей 8208.161, имею­щих резьбовое присоединение к трубопроводу, показал, что резьба часто выходит из строя, вследствие чего выключатель трудно де­монтировать с вагона для ревизии и ремонта. С целью исключения указанного недостатка на открытых вагонах модели 61-821 с 1984 г. устанавливается жидкостный выключатель типа 8208.163 (рис. 14), отличающийся от выключателя 8208.161 только формой углового корпуса 8, который при помощи фланца присоединяется к водяному трубопроводу.


Жидкостный выключатель типа 8208.163



Для замены жидкостных выключателей типа 8208.161 выключа­телем типа 8208.163 требуется промежуточный фланец, обеспе­чивающий его присоединение к фланцу присоединенного узла.

На всех вагонах с комбинированным отоплением тепловые реле предназначены для отключения отопления при повышении температуры свыше 90 и 95 °С. Эти реле унифицированы и распо­ложены на трубопроводе. Реле типа ТВ 653.10/90/5, отрегулирован­ные на температуру воды 90 °С, и ТВ 653.10/95/5 на температуру 95 °С называются реле максимальной температуры. Реле обоих типов (рис. 15) являются двухпозициотшми.


Температурное реле типа ТВ 653.10


При увеличении температуры до регулируемой из-за расширения воды приводится в действие переключающий контакт 4, в результате чего происходит разрыв контакта и прекращение питания цепи. Обратное включение — автоматическое — при ^снижении температуры. Датчик 7 температурного реле устанавливается вертикально к приваренному патрубку. При установке реле должно быть надежно заземлено. Провода к реле подводятся через патрубок 12 и уплотняются за­тяжкой зажимного штуцера 11 сальника. Пространство между про­водом и зажимным винтом сальникового устройства заполняется смазкой «Антигрон». Величина регулировки реле указывается на табличке, прикрепленной к корпусу реле.


Далее о нагревательных элементах -------->
ТО-3, капитальный и деповской ремонты ---->
ТО-1 ----->