Какими путями по мысли философов можно преодолеть неблагоприятную карму?

1

Ответы (1):

3

Философы - это такая огромная группа людей, которые в основном занимались формированием мировоззрения и поиском своего предназначения. БОльшая часть из них понятия не имела о карме, а большая часть тех, кто имел понятие о карме, считали это понятие выдумкой. Соответственно, количество философов, которые считали карму проблемой, мизерно. Раз два и обчелся. В основном это ребята, которые двигались в индуистской традиции.

Например, Будда. Его мало заботила карма, как таковая. Он искал способ избавить людей от страданий. Если вдуматься в его Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь, то там нет ни слова о карме. О карме говорили и говорят его последователи, но это уже не философия, а религия.

Что касается самого Будды, то он не отрицал индуистское мировоззрение (чтобы не отпугнуть людей), которое включало в себя понятие кармы. Как говорится "хотите карму, пусть будет карма".

Еще пример. Нагарджуна - один из величайших философов, который сформировался в буддистской традиции. Этот парень вообще разнес все понятия (причинность, обусловленность и так далее) в пух и прах. Все, что мы говорим - не реально, а все реальное невозможно описать. Для понятия "кармы" тут просто нет места.

И так далее.

Карма - это просто ярлык, понятие, за которым ничего не стоит. Более того, не существует механизма, который эта доктрина описывает. Мы роняем стакан (причина, у которой есть своя причина), и он разбивается (следствие, у которого будут другие следствия). Но какой смысл описывать эту цепь в терминах "хорошо-плохо", придавать естественному ходу вещей моральную оценку? Тем более нет смысла возлагать ответственность за свои деяния на потомков или приписывать свои неудачи деяниям предков.

В конечном итоге карма (хорошая или плохая) - это не философская проблема. Не зря Будда (как говорят) утверждал: хорошая карма, плохая карма, но хорошая карма - все равно карма. Речь шла об освобождении от всех этих условностей и ограничений, которые имеют место лишь в нашей голове.

В том же ключе нет смысла говорить о сансаре или реинкарнации.