RAAAR.RU

Доброго времени суток, дорогой гость !

Если интересно, то можете почитать что-нибудь из этого:

Философия

Худ. Литература

Разное

Путешествия

Контакты



На главную ------ >
<----- В оглавление


Порядок движения и способы преодоления препятствий

Успешное проведение путешествия во многом определяется умением туристов правильно распределить свое время и силы, выбрать наиболее рациональный темп и порядок движения группы, овладеть способами передвижения по различной местности и приемами преодоления препятствий. От четкого и удачного решения этих задач зависит безопасное прохождение маршрута и, в конечном итоге, успех всего путешествия. Ниже приводятся советы по организации режима и порядка движения во время путешествия, даются рекомендации по основным способам преодоления препятствий в различных видах туризма.

ПЕШЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

 Режим и распорядок походного дня

 Режим походного дня.
Должен обеспечивать необходимую ритмич- ность в чередовании нагрузок и отдыха. Режим переходов обычно состоит из 40—50 минут движения и 5—10 минут отдыха на малых привалах. Хотя режим движения существенно зависит от района путеше- ствия, сезона и других факторов, на первую половину дня обычно приходится до двух третей дневного перехода, на что затрачивается от 3 до 5 ходовых часов. Рекомендуется раньше выходить на марш- рут и раньше останавливаться на ночлег. В середине дня туристам необходимы продолжительный отдых и горячий обед. В холодную или дождливую погоду обеденный привал можно заменить коротким перекусом, но с горячим чаем из термоса.
Примерный распорядок дня
7,00—8.00 — подъем, зарядка, умывание, купание, уборка места ночлега.
8.00— 8.30. — завтрак, подготовка к переходу.
8.30—12.30 —переход по маршруту.
12.30—16.00 —большой привал (обед, отдых, общественно полезная работа, игры на местности).
16.00—18.00 — переход по маршруту.
18.00—20.00 — подготовка к ночлегу, ужин.
20.00—23.00 — свободное время.
23.00— 7.00 —сон.

Темп движения

Темп движения пешей группы. Определяется обычно условиями местности и погоды и позволяет проходить 3,5—4,5 км в час. В группе начинающих туристов руководитель похода должен задавать темп исходя из правила: равнение по темпу слабейшего. Если группа неоднородна по своему составу (что в принципе нежелательно), надо стараться уравнять силы туристов различной загрузкой рюкза- ков, а также периодической посылкой более подготовленных участни- ков вперед для ориентировки, разведки или выбора места привала.
Ритмичность движения — одно из главных средств сохранения сил туристов и повышения их работоспособности. На хорошей до- роге ритмичность выражается в постоянной скорости, а в условиях пересеченной местности — в постоянном количестве шагов за оди- наковые отрезки времени. Для сохранения ритмичности работы организма на легких спусках шаг туриста удлиняется, на трудных участках и подъемах — укорачивается. При этом обычная скорость движения пешеходов на спусках будет увеличиваться до 5—6 км в час или уменьшаться на подъемах до 1,5—2 км в час.
Изменять ритм нужно плавно, постепенно набирая скорость в начале движения и сбавляя ее за 3—5 минут до конца. При непред- виденных внезапных остановках полезно минуту-другую «потоптаться» на месте в установившемся темпе, чтобы постепенно снять нагрузку с сердца и дыхательных органов.

Порядок движения группы

Порядок движения походной группы,
Туристы двигаются колонной по одному человеку. Впереди идет направляющий, который выбирает путь и следит за своевременными остановками на привалы. Замыкающим ставится также опытный турист. Его обязанность — помогать отстающим и никого не оставлять за собой. При отставании кого-нибудь он установленным сигналом (криком, свистом и т. п.) дает знать ведущему о необходимости внеплановой остановки или снижения скорости. Остальные участники группы на про- стых участках маршрута могут выбирать свое место в колонне произвольно. На сложных отрезках пути слабых участников рекомендуется ставить сразу за направляющим или еще лучше через одного с более сильными туристами, чтобы последние могли оказать необходимую помощь товарищам. При движении по маршруту не допускается, чтобы туристы находились между собой дальше пределов зрительной или голосовой связи.
Место руководителя в походной группе.
 Должно обеспечивать удобство управления группой и безопасность ее движения. Руководителю можно рекомендовать идти сразу за направляющим, время от времени помогая ему находить дорогу и подсказывая правильные решения. На сложных и опасных участках (переправа, болото, осыпь) руководитель сам проверяет их проходимость и не уходит вперед, страхуя туристов, пока вся группа не выйдет на легкий участок. Так же он должен поступать при купании туристов в незнакомом водоеме, при посадке на транспорт и т. п.

Линия движения

 Выбор линии движения в пешем путешествии определяется рельефом, растительностью и наличием троп. Открытые пространства лугов, невозделанных полей, а также небольшие перелески, чистые сосняки и другие легкопроходимые участки следует проходить по азимуту. Густые леса с подлеском, пересеченный рельеф, заросли кустарника лучше пересекать по тропам, пусть даже несколько уклоняющимся от нужного направления. Если маршрут проходит по тайге или лесу, где нет троп, то для движения следует выбирать путь вдоль рек. Особенно это необходимо в болотистой местности, где наиболее сухие почвы идут узкой полосой вдоль водотоков. В залесенном среднегорье линия движения обычно выбирается по пологим гребням: там лучше ориентироваться, труднее заблудиться и, главное, идти легче, чем внизу, в сумрачных ущельях. Выходя на открытые участки травянистых склонов, горных лугов, осыпей, следует предпочитать для движения выпуклые формы рельефа. Они безопаснее в смысле камнепадов, оползней и дают наиболее живописный обзор окружающей местности.

Преодоление крутых склонов


Для успешного продвижения по крутым склонам важно иметь обувь на рифленой, не скользящей подошве, а также овладеть некоторыми приемами ходьбы. При подъемах ботинок рекомендуется ставить на всю подошву, а не на носок. Вместе с тем надо стараться сохранять горизонтальное положение ступни, используя каждый прочно лежащий камень, незначительную выпуклость склона, на которые наступают каблуком ботинка. Чем круче склон, тем больше надо разводить носки ног. При затяжном подъеме рекомендуется подниматься «серпентином»: по- переменно то левым, то правым боком к склону. При движении по травянистому склону вдоль него (траверсирование) ступню расположенной выше ноги надо ставить на всю подошву поперек склона, а ступню другой — разворачивать носком на некоторый угол вниз. Спуск по хорошей тропе и с легким рюкзаком подготовленным туристам можно делать бегом. При этом ноги, почти не сгибая, далеко выбрасывают вперед, а корпус откидывают несколько назад. На более крутых участках спускаются на полусогнутых ногах.

Лесные заросли, завалы

По лесным зарослям, густому кустарнику или высокому жесткому травостою двигаются компактной группой с интервалом, обеспечивающим безопасность. Каждый должен внимательно следить за впереди идущим и повторять его движения. Надо придерживать приведенные в движение ветки, чтобы они не ударили идущего сзади. Для защиты от сучков и веток надевают одежду с длинными рукавами (желателен полный штормовой костюм). Одну руку выставляют вперед для защиты от веток лица и глаз. При преодолении перегораживающих тропу упавших деревьев, лесных завалов следует не перепрыгивать, а осторожно перешаги- вать, перелезать через препятствия. Надо помнить, что стволы подгнивших деревьев неустойчивы и часто покрыты очень скользкой гнилой корой. На рюкзаке и на одежде не рекомендуется иметь различные «цепляющиеся» предметы: подвешенные к рюкзаку ведро или коте- лок, торчащее из кармана рюкзака топорище. Даже обычная лыж- ная шерстяная шапочка с помпоном будет задевать за раститель- ность и задерживать движение туриста.

Заболоченные участии

Заболоченные участки на маршруте обычно преодолевают по замощенным тропам — гатям. Если их нет, то на безопасном болоте (необходима предварительная консультация у местных жителей) туристы двигаются, перешагивая или перепрыгивая с кочки на кочку. У каждого в руках должен быть шест, который служит опорой, зондом для измерения глубины и средством самостраховки при па- дении. При пересечении сплавины интервал между людьми увели- чивают до 5—8 м. Чтобы уменьшить давление ступни туриста на болотистую почву, можно применять ступающие плетеные «лыжи» или просто подвязывать к обуви легко снимающиеся куски фанеры.

Переправа по клади

Водные преграды в несложных пеших путешествиях, как правило, преодолеваются по ^готовым мостам и кладям. Если последние не имеют перил и неустойчивы, то первым их переходит опытный турист. Он опробует переправу и организует страховку других чле- нов группы с помощью шеста или руки. Для лучшего сохранения равновесия при переходе клади каждому следует иметь длинную палку.
Переправа по клади
Рис. Переправа по клади.
 Наиболее трудно удержаться на бревне, если оно качается в горизонтальной плоскости. Несколькими пружинящими приседаниями эти колебания обычно можно погасить или перевести в вертикальную плоскость, что причиняет меньше неудобств для туристов. Иногда рядом с кладью на высоте плеча натягивают веревочные перила или держат шест.



Переправа вброд

Переправа вброд без веревки.
 Переправы вброд на реках со сравнительно спокойным течением могут быть различными: в одиночку с шестом, которым упираются навстречу течению; вдвоем, встав лицом друг к другу и положив вытянутые руки на плечи товарища; группой в 3—4 человека («таджикский способ»), встав стенкой таким образом, чтобы наиболее сильные и рослые туристы были с краев, или в круг, обняв друг друга за плечи. В любом случае место переправы выбирают после предварительной разведки на возможно более широком, а следовательно, и более мелком участке реки. Если из воды торчат крупные камни, нужно идти чуть ниже их по течению, где ударная сила потока ослаблена. Переходить реку с каменистым дном или дном, характер которого неизвестен, надо с обутыми ногами, сняв ту одежду, которая может увеличить напор воды. Каждый шаг следует делать осторожно, ощупывая дно ногой.
Переправа вброд с помощью веревок.
 Осуществляется на более бурных реках. Первым водный поток переходит наиболее физически крепкий и опытный турист. Его задача — перенести на противоположный берег конец основной веревки, который прикрепляется к нему узлом «булинь»

Переправа со страховкойЧтобы турист мог свободно плыть, если поток собьет его с ног, «булинь» завязывается не на груди, а на спине. Кроме того, к туристу карабином пристегивается вспомога- тельная веревка, другой конец которой двое страхующих держат в руках, стоя на берегу ниже по течению. Выдача веревок вслед переправляющемуся должна производиться аккуратно, чтобы не мешать его движению и чтобы веревки не полоскались по воде. Перенесенный конец надежно крепится на берегу к дереву, скалам, основанию крепкого кустарника или к искусственным опорам из кольев, каменных туров и т. п. Затем с помощью вспомога- тельной веревки со схватывающими узлами основная веревка туго натягивается над поверхностью воды. Прикрепившись к таким перилам с помощью грудной обвязки и карабина (расстояние от груди до основной веревки должно быть короче длины рук), туристы поочередно переходят реку. Двигаться приходится боком, перебирая руками веревку, лицом навстречу течению. Тело для лучшего сопротивления напору воды. Переправа вброд со страховкой. следует откинуть назад. В случае срыва туриста вытягивают на берег с помощью вспомогательных веревок (вперед или назад.). Поскольку такая переправа обычно длится долго, на берегу рекомендуется разжечь костер для обогрева и просушки вещей.

Переправа вплавь

Переправа вплавь возможна на спокойной реке и для умеющих хорошо держаться на воде. Удобным местом для нее служат глу- бокие участки с пологим падением русла. Заранее рассчитывая на снос вниз по реке, туристы плывут под углом к течению. Не сле- дует стремиться пересечь преграду по кратчайшей прямой.
Вещи рекомендуется сложить на легкий плот и толкать его по воде перед собой. В некоторых случаях первый турист переправляется вплавь с охранением веревкой. Затем она используется для перетаскивания плота и помощи другим участникам группы, которые могут страховаться, придерживаясь на воде за любой нетонущий предмет — бревно, доску, вязанку хвороста или надежно упакованный в непромокаемый материал и плотно перевязанный рюкзак.

Лыжное путешествие

Особенности режима, темпа, порядка движения

 Режим дня.
 В лыжном путешествии зависит от продолжительности светового дня, морозов и необходимости затрачивать больше (чем на пеших маршрутах) времени на разбивку лагеря и утренние сборы. В декабре — январе, а также в другое время при низ- ких температурах приходится отклоняться от обычного режима и выходить на маршрут не ранее 9—10 часов утра, а также сокращать малые привалы.
Темп,
 При движении по готовой лыжне общий темп определя- ется по скорости наиболее «тихоходного» лыжника. Следует избегать резких рывков: периодическое перегревание и охлаждение на морозе опасно для здоровья, а на маршруте далеко не всегда имеются условия, чтобы сменить и высушить промокшую от пота одежду. При движении по снежной целине темп группы определяется скоростью прокладки лыжни.
Порядок движения,
 При прокладке лыжни возможны несколько вариантов организации движения. Наиболее распространенные — с периодической сменой направляющего, которая происходит при значительной толщине снежного покрова через каждые 1—2 минуты. Если тропить лыжню тяжело, а в группе есть слабые то- варищи, то их следует расположить через одного и сменять сразу по два направляющих.
В большой группе целесообразно выделить специальную команду из наиболее сильных туристов для тропления лыжни. Можно, разбив группу пополам, организовать поочередное движение подгрупп: пока одна отдыхает на малом привале, другая проклады- вает лыжню. Затем отдохнувшие туристы обгоняют товарищей, а те останавливаются на отдых.
Порядок движения на лыжном спуске должен обеспечивать безопасность группы и вместе с тем учитывать технические возможности каждого лыжника. Перед спуском руководитель определяет путь, очередность спуска туристов и намечает пункт сбора под склоном. Если склон большой и закрытый, то спускаться надо по этапам с промежуточными остановками. Во избежание падения (довольно обычного для третьего-четвертого и последующих туристов, когда их с резким торможением «выносит» по лыжне на целину) и для ускорения движения на безопасном склоне можно вести спуск на нескольких параллельных лыжнях. При прохождении склонов, где нет полной гарантии их лавинной безопасности, необходимо поставить наблюдателя.

Линия движения

Линия движения в зимних путешествиях отличается большей пря- мизной, чем в пеших или водных. Во многих случаях можно про- кладывать путь напрямик через замерзшие болота и водоемы. Однако строить несложный поход только по азимуту не следует. Лучше воспользоваться любой попутной лыжней или удобной для передвижения санной дорогой. При отсутствии лыжни или дороги можно двигаться по про- секам, редколесью, руслам рек. Надо всегда помнить, что легче идти там, где снег менее глубок. Поведение в лавиноопасной зоне.
Зимой значительно повыша- ется лавинная опасность. Это следует учитывать при выборе ли- нии движения и не планировать переходов через вогнутые формы рельефа — снегосборные воронки, лавинные лотки, под гребнями с нависающими карнизами и вообще по всем склонам, где имеется 85 достаточное количество снега, находящегося в неустойчивом со- стоянии. Лавиноопасными могут быть склоны крутизной от 15 до 60°, если глубина снега на них более 30 см. Находясь в такой зоне, туристам не следует выходить на маршрут при неблагоприятном прогнозе — резком потеплении или похолодании, падении давле- ния, во время и в первые день-два после снегопада, метели, дождя, фена. При передвижении по склону надо избегать его пересечений, двигаться только вверх или вниз по линии ската, помня, что вогнутые склоны наиболее безопасны в своей верхней части, а выпуклые—в нижней. Продольные углубления на склоне — кулуары и желоба —при невозможности их обхода рекомендуется преодо- левать в самых узких местах, по одному и с надежной страховкой. Вообще двигаться в лавиноопасной зоне приходится с наибольшей скоростью. Вместе с тем руководителю нужно следить, чтобы туристы избегали резких поворотов на лыжах, падений — всего, что может вызвать сотрясение склона.

Подъемы, спуски, торможения, повороты

Подъемы. На пологих подъемах рекомендуется использовать ступающий шаг с прихлопыванием для лучшего сцепления лыж со снегом. На крутых и длинных склонах туристы двигаются зигзагами («серпентином»). На углах зигзагов поворачивают маховым поворотом вокруг ноги, причем поворот надо начинать с наружной, по отношению к склону, лыжи. На коротких участках маршрута возможны подъемы «елоч- кой» или «полуелочкой». На очень крутых местах единственным способом подъема является «лесенка». Большую роль при подъемах с грузом играет умелое использование упоров на палки.
Техника лыжных спусков. У начинающих туристов, имеющих, как правило, неокантованные лыжи и крепления, которые не фиксируют пятку на грузовой площадке, техника лыжных спусков  ограничивается применением основной стойки и периодическим торможением на закрытых, крутых или раскатанных участках «плугом» или «упором». По сравнению с обычным лыжником туристу, нагруженному рюкзаком, приходится на спуске шире разводить ноги, дальше выставлять одну лыжу вперед и стараться возможно мягче вписываться в неровности рельефа. Чтобы рюкзак под влиянием инерции не перемещался на спине и не изменял положения центра тяжести, его полезно пристегивать к поясу специальным ремнем. Движение на длинных спусках лучше проводить зигзагами с поворотами из «упора», на проваливающемся насте — с поворотами переступанием или на месте вокруг ноги. На очень крутых склонах удобен спуск боковым соскальзы- ванием на ребрах лыж. Если склон зарос лесом с густым подлес- ком, то лучше спускаться ступающим шагом — «лесенкой». В отдельных случаях, при опасности наезда на товарища, дерево или камень, надо уметь применить экстренное торможение, умышленно падая назад набок или просто садясь в снег.
Спуски по глубокому рыхлому снегу, На подобных спусках ту- ристы должны принять соответствующую стойку (обычную — при равномерном движении, переднюю при ускоренном, заднюю — при замедленном) и обязательно выводить носки лыж из-под снега. Обе лыжи должны быть равномерно загружены. Иначе одна из них начнет зарываться в снег и турист потеряет равновесие. Для новичка легче всего спускаться в стойке косого спуска, почти поперек склона с выездом на контруклон, что позволит ему легко затормозить для выполнения дальнейшего разворота на месте.

Преодоление препятствий

Если на пути лыжника встретится канава, небольшой ручей, поваленные стволы деревьев, изгороди, то их перешагивают боком, поставив предварительно лыжи параллельно препятствию. Не снимая лыж можно перейти и через более высокую преграду, если  сесть на нее, упереться палками с двух сторон и, подняв ноги, перенести их одновременно на другую сторону. В лесу не следует близко подъезжать к деревьям — можно легко провалиться в рыхлый снег у ствола или, наоборот, в предве- сеннюю пору попасть на выступающие корни или наледь. Въезжая солнечным днем под уклон в лес, следует сбавлять скорость, так как резкий переход от света к тени вызывает временное ослепление лыжника. Сбавлять скорость на спусках надо и на обледенелых лыжнях, накатанных транспортом дорогах, участках ветрового наста. Преодолевая с ходу бугры, валы, лыжник должен несколько приседать на лыжах, а переезжая широкую канаву, овраг, наоборот, выпрямляться. Эти движения надо делать достаточно плавно, чтобы инерция рюкзака не вызвала падения. Преодоление замерзших водоемов. Чтобы не попасть на тон- кий лед, путь следует выбирать подальше от тех участков, где в озеро или реку впадает или вытекает проточная вода. Предварительной разведки требует место спуска на лед, так как у береговой кромки лед провисает из-за зимнего понижения уровня воды. При пересечении неизвестного и не внушающего доверия водое- ма рекомендуется идти с дистанцией в 5—8 м. Направляющий ударами палок о лед определяет его надежность для движения всей группы.



ЯРЮРХЯРХЙЮ

Рейтинг@Mail.ru

Debian GNU/Linux

Linux новости