|
Особенности
группового
снаряжения
в
водном путешествии
Основными
предметами группового снаряжения у туристов-водников являются байдарки,
лодки или плоты. Каждое из них имеет свои разновидности и типы, однако
все они должны обладать опре- деленными мореходными качествами —
плавучестью, остойчивостью, непотопляемостью, управляемостью,
прочностью и т. п. Разборная байдарка. Наиболее универсальное судно для
путе- шествия. Обладает большой легкостью, транспортабельностью и
отличными ходовыми качествами, позволяющими использовать ее также под
парусами и с бортовым мотором. В путешествии на байдарках с собой
необходимо взять не- сколько непромокаемых мешков для хранения
снаряжения и продуктов, резиновую грушу-спринцовку для отсоса воды из
байдарки и резиновые поплавки, обеспечивающие ее непотопляемость.
Обычна поплавками служат заполненные воздухом баскетбольные или мо-
тоциклетные камеры, которые вставляют в носовой и кормовой отсеки и
располагают вдоль фальшбортов. Планируя маршрут по мелким рекам с
быстрым течением или каменистым дном, надо усилить оболочку байдарки
наклейкой (по кильсонам и нижнему поясу стрингеров) резиновых
протекторов шириной 4—6 см и толщиной 1 — 1,5 мм. Если байдарка не
имеет фартука, то он изготовляется само- стоятельно из тонкой
прорезиненной ткани. Целесообразно для за- чаливания привязать к
байдарке линь — капроновый шнур диаметром 4—6 мм, длиной 3—5 м, на
конце которого укрепить дюрале- вый колышек для установки судна на
прикол. К бортам следует приделать проволочные держатели для весел. В
районах с частыми и сильными дождями целесообразно сделать для байдарки
тент из непромокаемой ткани. Длина .тента зависит от конструкции
байдарки, а высота стоек должна быть больше сидящего в байдарке
человека на 25—30 см. По концам тента можно выкроить клиновые «крылья»,
к ним пришить застежки «молнии», которые защитят от лобового или
кормового дождя.
Лодки,
Неразборные 2—5-местные деревянные или стеклопла- стиковые лодки
используют в тех районах, где их можно взять напрокат на туристской
базе или у местного населения. Лодка должна быть укомплектована
запасными веслами, уключинами, ков- шом для отливания воды, фалинями и
спасательными средствами. Из надувных лодок на коротких маршрутах можно
применять легкие, но маловместительные и исключающие движение против
течения или ветра одно-двухместные резиновые лодки, выпускаемые для
рыбаков. В длительных путешествиях удобнее лодки спаса- тельного типа
(ЛАС-3, ЛАС-5), рассчитанные на 2—6 человек, или более крупные надувные
лодки, допускающие плавание с мотором.
Туристские
плоты,
На
многоводных реках с сильным течением в лесной местности в начальных
пунктах путешествия можно по- строить деревянные плоты. Для этого в
лесхозах приобретаются 5—8 толстых сухостойных нетрухлявых еловых,
сосновых или кедровых бревен, которые соединяются двумя поперечными
брусами — шпонами.Плоты имеют подгребицы: опоры для установки больших
ве- сел — кормовой и носовой греби — и иногда оснащаются багажником для
рюкзаков, мачтой, настилом. На несложных маршрутах применяют легкие
плоты — салики. Для их сооружения годятся менее крупные бревна, которые
связы- вают между собой поперечинами с помощью веревочных петель.
Управляют саликами с помощью гребей или шестов. В малолесных и горных
районах наиболее удобны плоты пон- тонного типа (ПСН, TJ1H, СП и др.),
рассчитанные на 4—10 чело- век. При сплаве по мелким рекам с каменистым
дном днище надув- ного резинового плота рекомендуется обтянуть
брезентом. Если на маршруте имеются достаточно серьезные препятствия,
то понтон следует укрепить деревянной рамой и поставить на ней
подгребицы. Успешно используются также самодельные плоты с отдельными
надувными элементами. Ими могут служить автомобильные (тракторные)
камеры, подвязываемые снизу репшнурами под гибкой деревянной рамой
плота. Применяются и самодельные надувные понтоны, состоящие из камер
(вакуумная резина) и покрышек (прорезиненный капрон) или обычных
волейбольных камер, заклю- ченных в брезентовые чехлы-гондолы. В состав
снаряжения при путешествии на плоту входит увеличенное количество
топоров, одна-две двуручные пилы, крепкие веревки для такелажных работ,
длинные гвозди и другой крепеж. В снаряжение для походов на надувных
плотах и лодках включаются насосы, дополнительное количество ремонтных
мате- риалов, клей, клапаны, прокладки к ним и, при необходимости, за-
пасные камеры. Парусное вооружение. Большинство видов байдарок, лодок,
плотов при ровном несильном попутном или попутно-боковом ветре может
быть использовано для движения под парусом.
Наиболее простое парусное вооружение — рейковое. Оно состоит из мачты и
поперечины-рейка, к которому крепится фал (снасть для подъема паруса) и
парус, импровизируемый в поход- ных условиях из тента, куска
полиэтилена, простыни, тонкого одеяла, плаща, куртки. К нижним углам
паруса привязываются шкоты. Доступно для изготовления на маршруте также
шпринтовое вооружение. К прямоугольному полотнищу паруса по диаго- нали
на углах крепится тонкая палка (шпринтов), к свободному нижнему углу —
шкот, к верхнему — фал. Нижний конец шприн- това привязывается
веревочной петлей к мачте таким образом,что- бы он мог поворачиваться
вокруг нее на 180° .
Рис.. Простейшие парусные
вооружения — рейковое (А) и шпринтовое (Б): а — реек; б — фал; в —
шкот; г — блок; д — шпринтов
В целях безопасности при быстром спуске паруса на верхнем конце мачты
надо ставить блок, металлическое кольцо или кара- бин, а площадь паруса
ограничивать для байдарок 2,5 кв. м, ло- док — 3,5 кв. м, плотов — 4,5
кв. м. Большие размеры паруса допустимы, если туристское судно
специально оснащено для парусных походов.
Так, можно переоборудовать байдарку в тримаран с поддувными боковыми
поплавками. Мачты, гик, рама-крестовина, шверцбалка, балки для
крепления оснастки к фальшбортам байдарки изготовляются из дюралевых
труб диаметром 30—40 мм с толщиной стенки 1—2 мм, шверцы — из
многослойной фанеры, ванты — из оцинкованной проволоки диаметром 2 мм.
Паруса шьются из тика, перкали или синтетической парусины. Оболочки
поплавков изготавливаются из тонкого, прочного материала (пленка ПХВ,
детская клеенка). Затем в готовую оболочку вставляют ниппелем к
открытым концам оболочки по два детских надувных бревна.
Особенности
группового
снаряжения в лыжном путешествии
В
групповое снаряжение туристов-лыжников входят валенки. В зависимости от
количественного состава группы их может быть 1—3 пары. Поскольку
валенки нужны для костровых и кухонных работ на привале, а также как
запасная обувь на случай порчи лыжных ботинок, их размер должен быть
рассчитан на самую большую ногу в группе. Необходимо иметь также набор
лыжных мазей (в особенности мазь для оттепели), пробки для их
растирания, жировую смазку для пропитки обуви, запасные крепления. На
маршрутах, проходящих вдали от населенных пунктов, а также при
отсутствии у туристов практического опыта ремонта лыж в походной
обстановке или при сильных морозах рекомендуется взять одну-две
запасные лыжи. При достаточно плотном насте и сравнительно равнинном
рельефе целесообразно иметь несколько нарт-волокуш, роль которых могут
играть пластмассовые санки. Для походов второй и выше категорий
сложности желательно иметь специальную палатку и переносную печку. Эти
предметы снаряжения обычно изготовляются самими туристами или по их
чертежам и раскрою различными мастерскими. Палатки. Утепленную зимнюю
палатку можно сделать с двойным потолком и двойными стенками,
отделенными друг от друга на 5—8 см. Внутренние стенки шьют из перкаля,
наружные из не- промокаемого материала. Вход в палатку представляет
собой отверстие с рукавохм. Рукав затягивается шнуром. Над входом
имеется отверстие для дымовой трубы, на которую в месте соединения ее с
тканью палатки надевают асбестовую рубашку. Другой вариант —
однослойная шатровая палатка. Она может иметь вертикальные боковые
стенки высотой 50—70 см и шатровый верх с крутизной скатов в 40°. В
центре палатки в качестве цен- трального кола ставят связанные лыжи.
Вместо пола на снег стелят большой лист полиэтилена. Закраины палатки
подгибают внутрь и прижимают вещами. Для теплоизоляции под спальные
мешки подкладывают пенопластовые коврики. Общие требования к зимним
палаткам: они должны быть достаточно просторными для размещения всей
группы, достаточно высокими и легко просушиваться у костра (палатки
легко обмер- зают). В безлесной зоне дополнительными требованиями
являются ветростойкость и воздухонепроницаемость палаток.
Спальный мешок.
В зимних условиях следует
предпочитать многоместный — на троих—шестерых. Мешок можно сделать из
нескольких одноместных с длинными разъемными молниями или из теплых
ватных одеял. Желательно иметь двухслойный мешок, который легче
переносить и сушить в разобранном виде.
Походная
печка.
Ее
конструкции тесно связаны с зимними па- латками. В сравнительно
небольшой палатке применяют подвесную печку размером 250 X 200 Х120 мм
с верхним расположением дверцы и вращающейся заслонкой поддувала. В
более просторной — печку размером 350 X 250 X 180 мм с раздвижными
ножками или приспособлением для крепления к стояку палатки. Печку
изготавливают из стального листа или жести толщиной 0,3—0,5 мм.
Трубу делают из нескольких конусообразных частей,
убирающихся в нерабочем состоянии в печку. Трубу можно изго- товить из
одного длинного узкого листа гибкой тонкой стали: при установке печки
его сворачивают в длинную трубу, при транспор- тировке — в короткую.
Возможно изготовление полностью разборной походной печки. Ее основа —
цилиндр диаметром 220 мм и длиной 350 мм, получающийся из свернутого
листа нагартованной стали толщиной 0,3 мм. На основания цилиндра
надевают крышки: в одном из них дверца с регулируемым поддувалом, в
другом — патрубок для крепления трубы. Вес печей 1,5—4 кг. Переносить
печи надо в чехлах.
Медицинская аптечка
Состав аптечки
В состав снаряжения для
многодневного путешествия на туристскую группу в 6-8 человек включается
аптечка из следующих средств:
|
|