Самогон изобрели славяне!
Считается, что спирт впервые получили или арабы в VII в., или итальянские алхимики — в веке ХI. Самогонщики древности предполагали, что из вина при перегонке выделяется его дух, по латыни — «spiritus». Отсюда и название — спирт. Именовали эту жидкость также водой жизни (aqua vitae) и использовали преимущественно как лекарство от всех болезней. С XIV в. водка, или «горилка», стала хорошо известна и в Западной Европе, и на Руси.Однако на самом деле самогон могли открыть гораздо раньше, и, конечно же, предки славян! Но не считайте это шуткой, поскольку о «горилке» и ее потребителях подробно рассказывает... Гомер в поэме «Одиссея». Изобретение самогона великий поэт приписывает древним племенам фракийцев.
Как известно, Одиссей и его спутники в своих странствиях попали в пещеру к гигантскому людоеду — одноглазому циклопу Полифему. К несчастью для путешественников, циклоп захотел полакомиться человечиной. Он завалил выход из пещеры огромным камнем и для начала сожрал живьем четырех товарищей Одиссея. Одиссей хотел было пронзить медным мечом полифемову печень, но вовремя сообразил: отвалить огромный камень, закрывающий вход в пещеру, им не удастся. Тогда он задумал хитрый план, налил полную чашу предусмотрительно захваченного вина и обратился к людоеду:
Выпей, циклоп, золотого вина, человечьим насытясь мясом;
Узнаешь, какой драгоценный напиток на нашем был корабле;
Для тебя я его сохранил, уповая милость в тебе обрести:
Но свирепствуешь ты нестерпимо.
Циклоп выпил чашу и был приятно удивлен необычным вкусом вина. Он выпил еще две полные чаши и сказал:
Есть и у нас, у циклопов, роскошных кистей винограда полные лозы,
И сам их Кронион дождем оплождает;
Твой же напиток — амброзия чистая с нектаром сладким...
(Здесь и далее цит. по: Одиссея / Пер. В.А.Жуковского. М., 1959.)
В награду он пообещал Одиссею съесть его по следним и спросил его имя. «Мое имя Никто», — ответил хитроумный Одиссей.
Стало шуметь огневое вино в голове людоеда.
Тут повалился он навзничь, совсем опьянелый;
И набок свисла могучая шея, и всепобеждающей силой
Сон овладел им;
Вино и куски человечьего мяса выбросил он из разинутой пасти,
Не меру напившись.
И тогда Одиссей выполнил свой план. Он пронзил единственный глаз циклопа горящим колом.
...Яблоко лопнуло; выбрызгнул глаз, на огне зашипевши...
Дико завыл людоед — застонала от воя пещера...
Сбежавшиеся на крик циклопы обступили пещеру, спрашивая: «Кто же тебя здесь обманом иль силою губит?» — «Никто!» — ревел в ответ ослепленный Полифем. «Если никто, то чего же один так ревешь ты?» — ответили циклопы и разошлись по домам.
Утром Полифем стал выпускать из пещеры свое стадо, ощупывая спины баранов. Одиссей и его спутники выскользнули из пещеры под их брюхом.
Возникает вопрос: каким удивительным по крепости вином Одиссей угостил огромного циклопа? Ведь греки постоянно пили сухое виноградное вино без особого вреда для себя, а циклоп, как видно из его слов, тоже умел его изготовлять и постоянно употреблял, при этом его не выворачивало наизнанку. Между тем в тексте «Одиссеи» содержится информация, позволяющая предположить, что уже в древнейшие времена существовали напитки гораздо более крепкие, чем сухое вино...
Греки обычно пили
красное сухое вино крепостью 8—10°,
перед употреблением сильно разбавляя
его водой. Сладкое вино тоже было слабым.
Его получали из недоброженного
виноградного сока или настаивая вино
на изюме. Но Гомер подробно рассказывает
о необычном напитке, которым опоили
Полифема. Одиссей захватил его на
обратном пути из Трои — при разграблении
г.Исмара, в котором обитали не греки, а
киконы — фракийское племя, предки южных
славян и скифов. Вино подарил Одиссею
Марон — сын Еванфеев, жрец разрушенного
города — в благодарность за то, что его
дом греки пощадили при грабеже.
Напиток действительно был необычным — не слабым, сухим и кислым, а «крепким, божественно сладким, огневым, искрометным, золотым и медвяным», причем «нацедивши в чашу с вином в двадцать раз боле воды — запах из чаши был несказанный: никто тут не мог от питья воздержать ся». Вино это было таким редкостным, что и в городе киконов его тщательно прятали от всех. О нем даже в доме жреца Марона «не ведал никто из рабов и рабынь и никто из домашних, кроме хозяина, умной хозяйки и ключницы верной».
Так что же представлял собой этот таинственный драгоценный напиток, «последний шанс» Одиссея? Думается, что ключевые слова для его определения даны Гомером: «крепкий, огневой, золотой, медвяный». Это значит, что вино было таким крепким, что могло... гореть! Золотой цвет — цвет меда, который дает также необходимую «сладость амброзии» и сильный приятный запах. Крепость и запах напитка сохранялись даже при двадцатикратном разбавлении! Выходит, что это была «горилка» — скифско славянская медовуха крепостью не менее 70%!
Вероятно, на
базе меда
некоторые «специалисты» глубокой
древности научились готовить самогон,
причем высокого качества. Любопытно,
что горилку медовуху Гомер обнаруживает
именно у предков славян, для которых,
в отличие от греков, виноделие было
непривычным занятием.
Зато в собирании дикого
лесного меда и его «вто
ричной» переработке
им не было равных.Но технологию изготовления
самогона они, видимо, держали в строжайшем
секрете. Напиток был очень редкий и,
судя по восхищенному описанию Гомера,
ценился, применительно к современным
меркам, дороже самого лучшего нынешнего
коньяка... На греков, привыкших к воде с
не
большой количеством сухого вина,
такой напиток производил неизгладимое
впечатление своим ошеломляющим
воздействием.
Гомер, поражающий всех
исследователей своей энциклопедичностью,
знал, хотя бы понаслышке, о таком волшебно
крепком вине. Именно его он дал в качестве
«секретного оружия» в руки Одиссея для
победы над бесчеловечно жестоким
людоедом Циклопом
А.М.Портнов, доктор геолого минералогических наук
Московский государственный геологоразведочный университет им.С.Орджоникидзе
P. S. Admin: После дистилляции напиток неможет быть сладким и золотистым - сахара отсекаются процессом возгонки в качестве тяжёлой фракции, а цвет дистиллятам придают либо последующим закрашиванием, либо естественной экстракцией веществ из материала стенок содержащего напиток сосуда. А вот запах - вполне может передаваться из исходного сырья более летучими (легкими фракциями) ароматическими углеводородами. На предмет "огненности" - тоже могу заметить, что поставляемое англичанами на Чукотку Виски называлась "огненной водой", хотя его крепость в 35 градусов никак необеспечивает горение даже при поджоге спичками. Так что этот тезис можно просто трактовать как "более крепкое вино". А вот высокое содержание фруктозы в медовухе неизбежно приводит к наибыстрейшему попадению спирта в кровь, отчего действие медовухи усиливается по сравнению с традиционным виноградным вином. Но Гомер мог этого не знать.